В конце марта в стране запустили проект «Российская философия в UNESCO House и ведущих вузах Европы и России». Это такой новый формат интеллектуальной игры, которая носит название «Колыбель: Исход».
В Омске игра пока не стала публичной, но её уже внедрили в учебный процесс на историческом факультете Омского государственного университета им. Достоевского. Об игре мы поговорили с её создателем, учителем философии из Челябинска Николаем Скипиным.
Тренировка мышления
Наталья Виркунен, «АиФ в Омске»: Николай, что собой представляет игра «Колыбель: Исход», о чём или о ком она?
Николай Скипин: «Колыбель: Исход» - настольная игра, позволяющая игроку пережить опыт философствования, построения идеологии и политологических техник. Расскажу, как происходит игра с моими учениками.
Вначале я рассказываю предысторию - мотивация для происходящего. Земляне отправили к потенциально пригодной для человека планете экспедицию колонистов, состоящую из учёных, инженеров, творческих людей и гуманитариев. Пока корабль летел, из-за того что каждый член экспедиции имеет свой набор ценностей и этических норм, колонисты разделились на четыре политические фракции, и началась политическая борьба за власть - места в сенате.
Затем разделяю школьников на четыре команды - это идеологические фракции: консерваторы, либералы, социалисты и энвайронменталисты (зелёные). И дальше фракциям нужно предлагать своё решение поставленной задачи. В игре обязательно должен быть победитель. Поэтому все участники голосуют за лучшие решения, по итогам которых даются места в сенате.
Комбинаций много: в каждой фракции по 15 лидеров, в игре прописано 36 ситуаций. Это значит, что играть можно практически бесконечно. Учитывая, что сейчас готовятся новые ситуации и лидеры, школьники и за два года не смогут попробовать все комбинации.
- Вы считаете, в такой форме старшеклассникам легче рассказывать о философских идеях?
- Это же целая проблема - замотивировать ученика на предмет, который, как он считает, ему не нужен. По философии не сдают ЕГЭ, и попробуй докажи, что она поможет сделать хороший анализ в других предметах.
Игра - хорошая форма, чтобы удержать внимание школьника. Во время игры ученику приходится совершать несколько процедур: понять ситуацию, развить мысль автора цитаты и донести её понятно и желательно харизматично до других. В этом процессе школьник либо включён, либо выключен, третьего не дано. И если он выключен - команда сама «включает» его. Хочешь не хочешь - запомнишь, что говорил Горький о лени, Бердяев - о технике, Фёдоров - о жизни и смерти.
- Но у наших детей и так слишком много игр в жизни, не заиграются?
- Я бы сказал, что слово «игра» не является чем-то облегчающим содержательную часть того педагогического инструмента, который называется «Колыбель: Исход». Когда военные играют в войну - это называется учениями, когда играют с природой физики или биологии - это называется экспериментом. Я бы называл процесс игры «Колыбель: Исход» моделированием. Мы моделируем вполне возможную в будущем историю.
Даёшь русскую мысль?
- Чем продиктован метод - вашим стремлением разнообразить учебный процесс или скудными знаниями современных детей?
- У школьников или студентов негуманитарных вузов нет мотивации изучать гуманитарные дисциплины типа философии, культурологии или политологии. Игровая форма - это реакция на низкую мотивацию. Содержание же - ответ на другую проблему.
В «Колыбели» сейчас присутствует 60 мыслителей разных исторических эпох, политических течений, научных школ. Это всё представители отечественной культуры мышления. К сожалению, зарубежная философия и политология намного популярнее нашей. Но у нас на Шпенглера есть Данилевский, на Шардена - Вернадский, на Хайдеггера - Бердяев, на Маркса - Бакунин и Герцен, на Прудона - Кропоткин, на Гёте - Достоевский.
Сейчас в игре самый «старый» представитель - Григорий Сковорода (XVIII век) и есть современники, которые здравствуют (Александр Дугин, Андрей Кураев, Фёдор Гиренок, Владимир Кутырёв). Это альтернатива, которую предлагала наша культура мышления и которая до сих пор по достоинству не оценена.
- Какие учебные учреждения в Омске взяли на вооружение ваши игры?
- Игра есть на кафедре политологии исторического факультета ОмГУ им. Достоевского. Вообще Омск стал первым регионом, который получил игру «Колыбель: Исход». А в целом география проекта такая: 22 региона и три страны - Болгария, Эстония и Украина. Игра переведена на французский язык, и французские экземпляры ждут момента, когда будут подарены коллегам из ЮНЕСКО на конференции в Льеже в ноябре этого года.
Главное - логика
- Чтобы играть, обязательно иметь базовые знания в философии или они придут после игры?
- Базовые знания - не обязательное условие. Школьники, которые приходят ко мне в сентябре первый раз на урок, чаще всего философию воспринимают стереотипно, знаний не имеют. Был опыт игры и с совсем неподготовленными учениками. У большей части игроков проблемы с логикой и аргументацией, а не с пониманием того, что они пытаются предложить.
- Для чего нужна школьникам философия, её ведь преподают в вузах?
- Физик, химик, биолог и любой другой естественник должен понимать этическое значение своих экспериментов, где заканчивается свобода и т. д. Старшие классы школы, где я преподаю, - это то время, когда ученик уже готов к философии, но у него еще нет столько свободы, чтобы пропустить тот или иной предмет. Поэтому в этом синтезе возможного и необходимого мы можем подготовить для вуза ответственного и думающего специалиста, и не важно, какой специальности он учится.
- Возможно ли перевести в игровую форму всю школьную программу и стоит ли это делать? Насколько дорогим будет удовольствие?
- Были предложения от предметников. Говорят: «Неплохо было бы такое же сделать по такому-то предмету». Я говорю: «Вот форма, наполняй своим содержанием». Как видите, пока по другим предметам нет игр. Если найдётся желающий, который бы смог систематизировать свой предмет, с удовольствием с ним скооперировался бы, но о себе точно могу сказать - не справлюсь: нужно быть погружённым в предмет, чтобы его систематизировать в эту форму.
Стоимость уходит на второй план. Сейчас я рассылаю игры своим коллегам бесплатно, сам привожу их, если есть возможность. Государству интересны такие инициативы, поэтому на разработку и рассылку игр у меня получается брать гранты.
- Цифровой аналог у ваших игр предусмотрен?
- Это та точка роста, над которой уже давно ломаю голову. Пока не знаю, как можно было бы адаптировать игру для компьютера или смартфона. Но рано или поздно и эта задача будет решена.
- Где в Омске можно сыграть в ваши игры? Когда они будут доступны общественности?
- Можно обратиться с инициативой к молодёжному российскому обществу политологов Омска. Возможно, ребята посчитают это интересным и смогут организовать игру вместе с преподавателями упомянутой кафедры.
В споре – и истина, и интерес
- Расскажите о вашем педагогическом опыте, как давно и чему учите детей.
- Первый раз вёл философию у студентов в 2016 году. Первая пара далась тяжело, понял: если не соберусь, то так весь семестр дурака будут валять. В итоге, решил, что лучше принципа «разделяй и властвуй» в этой ситуации ничего быть не может, и уже со второй пары почти каждая лекция была наполнена спорами студентов между собой. Если студентам невзначай закинуть вопрос, связанный с темой лекции, то, когда у них заканчиваются аргументы, приходится слушать лектора, который может привести ещё аргументы.
Через год оказался в школе с набором спорных тем, и уже в 2018-м развил это в методичку, которую назвал «Философский бой». По сути, это регламентированные дебаты на философскую тему, осовремененные диспуты, в которых участвовали средневековые мыслители. Получается, что учу школьников спорить. На занятиях мы не столько проходим историю философии, сколько приёмы и методы мышления.
- Вы не считаете, что школа, которая до сих пор учит детей при помощи доски и мела, давно устарела? Как в этих условиях привить интерес к учёбе? Это в принципе возможно?
- Мне кажется, преподавать можно и по старинке, было бы кому. А вот с этим большая проблема. «Педагог» давно не звучит гордо. Все педагоги понимают свою беззащитность во многих ситуациях. Это страшнее отсутствия интернета в школе. Как в этих условиях прививать интерес к преподаванию, так скорее стоит вопрос.
- Какие методы обучения считаете оптимальными? Западные системы признаёте - например, в Финляндии дети до 7 класса только играют.
- Каждая модель адаптирована под ту культуру, в которой она и создавалась, под те цели и задачи, которые стоят перед государством и обществом. Мы, педагоги, не только созерцать должны, находясь внутри профессии. Можно подсмотреть немного у Франции и Германии. У них мотивационные инструменты ушли далеко вперёд. Среди первых задач педагога они выделяют мотивацию к преподаваемому предмету и снятие страха ошибки.