Под занавес сезона омские театры любят радовать своих зрителей премьерами. На днях в Пятом театре при полном аншлаге состоялся показ нового спектакля.
Постановку по пьесе «Горка» драматурга Алексея Житковского, который родился и учился в Омске, а теперь переехал в Нижневартовск, создал в «Пятом театре» приглашённый режиссёр Иван Комаров.
Подслушано в чате
Известно, что Житковский написал «Горку» по мотивам родительского чата в одном из популярных мессенджеров. Байки о таких чатах и «выписки» из них давно ходят по просторам Интернета, и чаще всего это реальные диалоги.
Не задействованный в подобных историях зритель и не поймёт, почему Настя, молодая выпускница колледжа, воспитатель группы «Пчёлки» (Анна Сотникова, Виктория Величко), посреди ночи сидит в смартфоне и пытается ворваться в диалог группы. А диалог состоит примерно из таких фраз: «Что будем покупать детям в качестве подарка на Новый год? Может, карты в магазин парфюмерии?» Или: «Мы уже в Таиланде, вот фото дочки на слоне».
Понятно, что никому не нужны сообщения надоедливой «воспитки» на тему: «Учите слова к утреннику, я вам их раздала на бумажке» или «Эксимосы шьют костюмы сами». А уж сообщение о том, что надо залить на участке горку, вообще уходит в игнор.
Озверевшая Настя не хочет даже думать о сожителе, хотя сварщик Олег (Станислав Ляшенко) ждёт в небольшой комнатушке, даже кино скачал, но ей не до «премьер»: заведующая детским садом Зульфия Фаридовна (блестяще исполненная Татьяной Казаковой), которую Настя окрестила Зауроном, сразу вычитает деньги из небольшой зарплаты девушки в случае малейших косяков.
Настя признаётся Олегу: она ненавидит садик, детей, предстоящий утренник, ей часто снится, что она их просто убивает. А иной раз дети в ответ во сне привязывают её к ёлочке и поджигают.
Что же довело до такой жизни молодую девушку? Только ли «Заурон»? Или невнимание родителей, которые не хотят вникать в проблемы группы, заботясь только о себе? Дело доходит до того, что одного из детей, таджикского мальчика Озода (Дмитрий Макаров)... забывают забрать из садика. И Насте ничего не остаётся, кроме как вести пацана, который постоянно просит кушать, к себе домой.
Дело доходит до «развода» с Олегом – Настя его просто выгоняет, так как он возмущён появлением в доме «ничейного» пацана. Но именно на Озоде Настю прорывает, и она готова уехать с ним куда угодно, усыновить…
Узнать себя
Пьеса Алексея Житковского полна современных и не всегда приятных уху словечек, поэтому спектакль имеет возрастную маркировку 18+. Но она наверняка придётся по душе тем, чьи дети ходят или не очень давно ходили в детский сад: все там узнают и себя, и «соседей по палате».
Чем всё закончится? Конечно, всё будет хорошо – хотя бы потому, что детский сад оканчивают все, даже если плохо поют на утреннике, и не могут исполнить «Песенку эскимосов» со словами «О дыхбой дарикей дых дых дых бай». Но так далеко события в пьесе не простираются – всё закончится горкой. Той самой, ледяной, с которой всё начиналось и которую надо непременно построить и залить, иначе «Заурон» снимет премию или вовсе лишит зарплаты.Что касается сценического решения этой на самом деле невероятно доброй пьесы, тут уж, как говорится, на любителя. Пятый - мастер на эксперименты, но на сей раз, на взгляд автора этих строк, здесь просто перебор гротеска.
Если корона и мантия на Зульфие Фаридовне ещё уместны, то медсестра Жанна Борисовна (Елена Тихонова), опрыскивающая из огнетушителя-пульверизатора пацана, у которого «яйцеглист», и берущая взятки от Насти за то, чтобы парня не выгнали на улицу («мама на вахте, бабушка умерла в апреле, нет, в июне») – это уж чересчур. Такое ощущение, что режиссёр либо искренне ненавидит детский сад, либо заигрался. Но, конечно, тут каждый должен составить собственное мнение. А чтобы это сделать, стоит прийти и посмотреть.
18+