Елена Шихова - ученица именитого преподавателя и выпускница «звёздного» курса. Возможно, не родилось бы балерины Шиховой, а мы бы знали художественную гимнастку с этим именем, если бы не цепь случайных обстоятельств.
Елена Сергеевна поделилась с корреспондентом «АиФ в Омске» историей своей жизни.
Осознанный выбор
Светлана Казанцева, АиФ в Омске: Елена Сергеевна, однажды вы сказали, что влюбились в балет в детстве. Как произо-шла ваша встреча с этим видом искусства?
Елена Шихова: Мой отец работал звукорежиссёром на пермском телевидении и одновременно был концертмейстером в школе художественной гимнастики. Он меня часто брал с собой на соревнования. Мне очень нравились выступления с лентами, красивая музыка. Однажды он взял меня с собой на балет, так как, опять же, подрабатывал концертмейстером в хореографическом училище. Спектакль поразил меня до глубины души.
- Вам пришлось делать выбор между спортом и балетом?
- Если бы рядом с домом была школа художественной гимнастики, я пошла бы туда - мне очень хотелось получить собственную ленточку, да и в спортшколе меня знали - и ждали, когда подрасту, чтобы начать заниматься. Но она находилась далеко, возить меня на занятия было некому. А балетное училище было в нескольких остановках от дома… Не последнюю роль сыграло то, что папа часто играл на рояле, а я любила сидеть под инструментом, слушала музыку или пыталась танцевать. А ещё у моей старшей сестры были пуанты - она занималась балетом, я их надевала и бегала по квартире.
- Родители были не против увлечения балетом? Ведь это прежде всего тяжёлый труд…
- Когда мне исполнилось 10 лет, мама начала заводить разговоры о балетном училище. Папа ворчал, сомневался, но всё-таки уступил. Я поступила в балетную школу и взялась за учёбу со всей серьёзностью, потому что понимала, что без труда ничего не добьюсь. Попала к великолепному педагогу - народной артистке РСФСР Людмиле Сахаровой. У нас в классе было 10 девушек, из них две сейчас имеют звание народных, три - заслуженных артистов; одна владелица балетной школы в Мексике, другая преподаёт в Пермском театре оперы и балета. Что говорить, класс был звёздным.
- Какие трудности нужно преодолеть, чтобы стать примой-балериной? По сколько часов в день приходится стоять у станка?
- Чтобы стать балериной, нужно желание. Если его нет, то часы, проведённые у балетного станка, не помогут.
- Какие качества личности ценятся в балете?
- Нужно обладать харизмой, упорством, трудолюбием, терпением - это очень важно в нашей профессии. О таланте не говорим - его наличие очевидно.
Работа по душе
- Вы сразу после балетного училища приехали в Омск?
- В Омск я попала по распределению. К нам в училище приехала из Омска знаменитая балетмейстер, заслуженный деятель искусств Валентина Тулупова и сделала заявку на артистов балета, так как в Омске планировалось открытие музыкального театра. Выбор пал на меня, хотя изначально я собиралась в Нижний Новгород. Я, конечно, расстроилась, но не из-за того, что еду в Омск, а потому, что еду одна. Остальных девочек распределили группами, половина из них осталась в Перми.
- Каким было первое впечатление от Омска?
- Город мне понравился - он был очень зелёным. Тогда ещё на проспекте Маркса по центру дороги были огромные цветочные клумбы - с Пермью не сравнить. Прогулялась по центру Омска - на месте музыкального театра был котлован, самое начало стройки. Расстраивалась недолго, поскольку с Валентиной Яковлевной было очень интересно работать - в каждой её опереточной постановке были танцы, причём полноценные номера, мини-спектакли. Кстати, новый театр открыли на шестом году моего пребывания в Омске. Открыли мы его оперой «В бурю» и балетом «Тщетная предосторожность».
- Ваш супруг служил в этом же театре?
- Да, Борис Шевченко поступил в театр на два года раньше меня. Долгое время был ведущим солистом, затем окончил режиссёрские курсы в ГИТИСе и ставил на омской сцене спектакли. К сожалению, 12 лет назад он ушёл из жизни.
- Сколько партий вы исполнили за свою карьеру балерины? Есть ли среди них самые любимые?
- Они не то что любимые - самые дорогие для меня. Такой стала партия из балета «Тщетная предосторожность», потому что это был мой первый выход на большую сцену. Так же дорог для меня балет «Юнона» и «Авось», в котором я исполняла партию Кончиты. Кстати, этот балет я станцевала больше 200 раз. Ещё один спектакль очень люблю - «Анюта».
- Век балерины недолог. Какие перспективы после окончания карьеры?
- Век балерины на сцене - 20 лет. Такой срок определён не случайно. В нашей профессии всё-таки есть большой риск потерять здоровье - тело испытывает постоянные перегрузки. Перспективы же зависят от самого человека. Можно, получив дополнительное образование, стать балетмейстером, педагогом-репетитором, преподавателем балетной школы.
- Конечно, русская школа балета существует, её позиции в мире сильны. В этом плане Западу повезло - зарубежные танцоры могут беспрепятственно перенимать наш опыт: особенную пластику движений, умение танцевать душой.
- Современный балет не то же самое, что было 50 лет назад… что предпочитает смотреть омский зритель?
- Да, балет можно поставить современно, интересно. Омичи, как оказалось, являются любителями этого вида искусства, хотя отдают предпочтение всё же классическому балету.