Примерное время чтения: 7 минут
950

Уметь танцевать душой. Прима-балерина о любви к сцене

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. Аиф в Омске 29/05/2019 Сюжет Омск - театральная и творческая столица
Балетный номер в оперетте «Прекрасная Елена», 1980 г.
Балетный номер в оперетте «Прекрасная Елена», 1980 г. Омский государственный музыкальный театр

Елена Шихова - ученица именитого преподавателя и выпускница «звёздного» курса. Возможно, не родилось бы балерины Шиховой, а мы бы знали художественную гимнастку с этим именем, если бы не цепь случайных обстоятельств.

Елена Сергеевна поделилась с корреспондентом «АиФ в Омске» историей своей жизни.

Осознанный выбор

Светлана Казанцева, АиФ в Омске: Елена Сергеевна, однажды вы сказали, что влюбились в балет в детстве. Как произо-шла ваша встреча с этим видом искусства?

Прима-балерина Омского музыкального театра Елена Шихова.
Прима-балерина Омского музыкального театра Елена Шихова. Фото: Омский государственный музыкальный театр

Елена Шихова: Мой отец работал звукорежиссёром на пермском телевидении и одновременно был концертмейстером в школе художественной гимнастики. Он меня часто брал с собой на соревнования. Мне очень нравились выступления с лентами, красивая музыка. Однажды он взял меня с собой на балет, так как, опять же, подрабатывал концертмейстером в хореографическом училище. Спектакль поразил меня до глубины души. 

- Вам пришлось делать выбор между спортом и балетом?

- Если бы рядом с домом была школа художественной гимнастики, я пошла бы туда - мне очень хотелось получить собственную ленточку, да и в спорт­школе меня знали - и ждали, когда подрасту, чтобы начать заниматься. Но она находилась далеко, возить меня на занятия было некому. А балетное училище было в нескольких остановках от дома… Не последнюю роль сыграло то, что папа часто играл на рояле, а я любила сидеть под инструментом, слушала музыку или пыталась танцевать. А ещё у моей старшей сестры были пуанты - она занималась балетом, я их надевала и бегала по квартире.

- Родители были не против ­увлечения балетом? Ведь это прежде всего тяжёлый труд…

- Когда мне исполнилось 10 лет, мама начала заводить разговоры о балетном училище. Папа ворчал, сомневался, но всё-таки уступил. Я поступила в балетную школу и взялась за учёбу со всей серьёзностью, потому что понимала, что без труда ничего не добьюсь. Попала к великолепному педагогу - народной артистке РСФСР Людмиле Сахаровой. У нас в классе было 10 девушек, из них две сейчас имеют звание народных, три - заслуженных артистов; одна владелица балетной школы в Мексике, другая преподаёт в Пермском театре оперы и балета. Что говорить, класс был звёздным.

- Какие трудности нужно преодолеть, чтобы стать примой-балериной? По сколько часов в день приходится стоять у станка?

- Чтобы стать балериной, нужно желание. Если его нет, то часы, проведённые у балетного станка, не помогут. 

- Какие качества личности ценятся в балете?

- Нужно обладать харизмой, упорством, трудолюбием, терпением - это очень важно в нашей профессии. О таланте не говорим - его наличие очевидно.

Сцена  из спектакля «Владимир Высоцкий». 1989 г., с Валерием Рассказовым.
Сцена из спектакля «Владимир Высоцкий». 1989 г., с Валерием Рассказовым. Фото: Омский государственный музыкальный театр

Работа по душе

- Вы сразу после балетного училища приехали в Омск?

- В Омск я попала по распределению. К нам в училище приехала из Омска знаменитая балетмейстер, заслуженный деятель искусств Валентина Тулупова и сделала заявку на артистов балета, так как в Омске планировалось открытие музыкального театра. Выбор пал на меня, хотя изначально я собиралась в Нижний Новгород. Я, конечно, расстроилась, но не из-за того, что еду в Омск, а потому, что еду одна. Остальных девочек распределили группами, половина из них осталась в Перми.

- Каким было первое впечатление от Омска?

- Город мне понравился - он был очень зелёным. Тогда ещё на проспекте Маркса по центру дороги были огромные цветочные клумбы - с Пермью не сравнить. Прогулялась по центру Омска - на месте музыкального театра был котлован, самое начало стройки. Расстраивалась недолго, поскольку с Валентиной Яковлевной было очень интересно работать - в каждой её опереточной постановке ­были танцы, причём полноценные номера, мини-спектакли. Кстати, новый театр открыли на шестом году моего пребывания в Омске. Открыли мы его оперой «В бурю» и балетом «Тщетная предосторожность».

- Ваш супруг служил в этом же театре?

- Да, Борис Шевченко поступил в театр на два года раньше меня. Долгое время был ведущим солистом, затем окончил режиссёрские курсы в ГИТИСе и ставил на омской сцене спектакли. К сожалению, 12 лет назад он ушёл из жизни.

- Сколько партий вы исполнили за свою карьеру балерины? Есть ли среди них самые любимые?

- Они не то что любимые - самые дорогие для меня. Такой стала партия из балета «Тщетная предосторожность», потому что это был мой первый выход на большую сцену. Так же дорог для меня балет «Юнона» и «Авось», в котором я исполняла партию Кончиты. Кстати, этот балет я станцевала больше 200 раз. Ещё один спектакль очень люблю - «Анюта».

- Век балерины недолог. Какие перспективы после окончания карьеры?

- Век балерины на сцене - 20 лет. Такой срок определён не случайно. В нашей профессии всё-таки есть большой риск потерять здоровье - тело испытывает постоянные перегрузки. Перспективы же зависят от самого человека. Можно, получив дополнительное образование, стать балетмейстером, педагогом-репетитором, преподавателем балетной школы.

Досье
Елена Шихова. Родилась в Перми, окончила Пермское хореографическое училище по специальности «артист балета», по окончании которого была принята в Омский театр музыкальной комедии в качестве солистки. С 1981 года стала ведущей солисткой. Танцевала во всех балетах сольные партии, исполняла сольные номера в опереттах. В 1988 году получила звание заслуженной артистки РСФСР. С 1995 года педагог-репетитор по балету.
- Есть понятие «русская школа балета». Эта школа смогла сохранить свою идентичность или видоизменилась под давлением глобализации?

- Конечно, русская школа балета существует, её позиции в мире сильны. В этом плане Западу повезло - зарубежные танцоры могут беспрепятственно перенимать наш опыт: особенную пластику движений, умение танцевать душой.

- Современный балет не то же самое, что было 50 лет назад… что предпочитает смотреть омский зритель?

- Да, балет можно поставить современно, интересно. Омичи, как оказалось, являются любителями этого вида искусства, хотя отдают предпочтение всё же классическому балету.
 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах