Примерное время чтения: 10 минут
757

«Поёт душа, когда прихожу в школу». Учитель – о дистанте, экзаменах и форме

Сюжет Гость редакции: самые интересные интервью
Первоклассники не представляют свою школы без любимого педагога.
Первоклассники не представляют свою школы без любимого педагога. / Владимир Казионов / АиФ

Близится окончание учебного года. Если прошлую весну мы встречали в растерянности и непонимании, что будет с отметками и госэкзаменами, то нынче уже есть уверенность, что в школах всё идёт по плану.

О том, как самые маленькие омские ученики заканчивают учебный год, о дистанте и федеральных стандартах «АиФ в Омске» рассказала педагог начальных классов омской гимназии № 84 Наталья Чиботарь.

Дистант в помощь

Ольга Коробова, «АиФ в Омске»: Наталья Юрьевна, как восприняли дистант в прошлом году и как начали заниматься нынче?

Наталья Чиботарь: В прошлом году, когда объявили локдаун, у меня был 4-й класс. За четыре года дети уже многому научились, понимали, чего я от них жду, родители тоже со мной сотрудничали, и процесс дистанционной работы у нас наладился очень быстро - мы буквально за неделю выстроили отношения. Трудности возникали не с организацией, а с формой преподавания: надо было выстроить работу так, чтобы ребятам было понятно, что я им даю, ведь доски-то за спиной нет. Голосовые сообщения записывала, на бумаге чертила, объясняла. Общения глаза в глаза, конечно, не хватало.

Наталья Юрьевна очень любит свою работу.
Наталья Юрьевна очень любит свою работу. Фото: АиФ/ Владимир Казионов

В конце года итоговых работ не проводили, но они были в начале этого года, когда дети уже ушли в старшую школу, и мне сообщили, что мои ученики показали хорошие результаты. То есть знания у них были на высоком уровне, и они были научены. И сейчас они уже оканчивают 5-й класс, а количество отличников, ударников сохранилось.

- А что было в этом году?

- У нас появился опыт дистанционной работы на более высоком уровне. И когда возникал карантин, процесс налаживался сразу и работали все в унисон - и дети, и родители, и учителя. Сейчас мы стали использовать платформы «Учи.ру», «ЯКласс» и другие.

- То есть дистант уже никуда не денется? А зачем он, если вернулось очное обучение?

- Ребёнок долго болеет, а родители не хотят, чтобы он отставал от программы. Если родители согласны, я высылаю задания, они дома их выполняют, и ребёнок выходит в класс без пробела в знаниях.

- Вы педагог с большим стражем. На ваш взгляд, нынешние первоклассники отличаются от тех, кто был 10-20 лет назад?

- Очень. У нынешних первоклассников появились новые компетенции, связанные с гаджетами. Иногда мы, учителя старшего поколения, не так владеем технологиями, как они. Однако гаджеты разучили детей работать на уровне трудности. То есть когда ребятам становится трудно писать, читать или удержать себя в определённой позе, они начинают капризничать, нерв ничать, проявлять агрессию. Потому что от гаджетов они получают только удовольствие. А вот заставить себя потрудиться не все могут. И мы сейчас с этим сталкиваемся. Детские сады тоже стали подругому работать в отличие даже от того, что было 10 лет назад. Дети не умеют правильно сидеть, неправильно держат ручку, и переучить их очень сложно. У меня сейчас появляется желание лекции сразу в роддоме читать - как выстраивать работу с детьми.

Сегодняшние первоклассники всегда с гаджетами.
Сегодняшние первоклассники почти не расстаются с гаджетами. Фото: АиФ/ Владимир Казионов

Зачем считать в уме?

- То есть когда ребёнок впервые берёт карандаш, фломастер, ручку, родители сразу должны учить его брать правильно?

- Конечно, нужно сразу правильно ставить руку. Не случайно мы держим её именно таким образом - это разработали учёные, которые выясняли, какой способ написания наиболее удобен, какой способ потом позволит быстро выполнять задания.

- Сейчас всё чаще говорят, что обучение рукописи вообще не требуется, потому что все в гаджетах. Надо печатать, а не писать. Считать в уме незачем, есть калькулятор…

- Письмо - это развитие мелкой моторики, которое непосредственно связано с умственными способностями человека. Да и потом, ребята будут сдавать ЕГЭ, где надо писать и считать без калькулятора. И если не научились этому, дети попали в ситуацию неуспеха. Более того, письменные работы с неразборчивым почерком вообще не засчитываются!

- Изменили ли жизнь педагога и ученика Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)?

- Выстраивание урока по ФГОС предполагает большую деятельность учащегося. Если раньше мы работали по принципу «делай как я, повторяй за мной, учись», то сейчас должно быть так: «Подумай, а чего ты не знаешь? Давай с тобой спланируем, как из этого выйти? А теперь создадим алгоритм нашей работы, и по нему будем действовать, проверив себя по учебнику». Так мы работаем над новым материалом, создавая проблемную ситуацию и выстраивая деятельность учащихся на основе их желания это узнать или понять.

Лес рук!
Лес рук! Фото: АиФ/ Владимир Казионов

- Так дети же все разные, у них разный уровень подготовки и понимания…

- Конечно. Я как учительпрак тик не понимаю, как можно с первоклашками так выстраивать урок, если они ещё не имеют базы, на которую можно опереться. Для старшеклассников такой подход приемлем, а с малышами из-за этого бывают трудности. Поэтому в младшей школе было бы правильным работать по принципу «делай как я».

- А домашние дети от садиковских отличаются? И что дают подготовительные курсы, которых сейчас великое множество? Может быть, родители сами могут подготовить своего ребёнка?

- Родители могут всё сами, потому что интернет сегодня даст любую информацию, как и что грамотно сделать. Но если им некогда, на помощь приходят подготовительные курсы. Цель их - не натаскать на определённые знания и умения, а больше познакомить со школой, чтобы дети понимали, что такое урок, как надо себя вести в школе и дома, как выполняются домашние задания. «Садиковские» дети социализированы, а домашние бывает лучше подготовлены предметно, но при этом не умеют общаться в социуме, не воспринимают его, эгоцентричны. Подготовительные курсы это корректируют.

- Школу сейчас модно ругать: она, мол, сняла с себя воспитательные функции, оставив лишь образовательные.

- В нашей гимназии точно такого нет. Наш коллектив очень много внимания уделяет воспитательным моментам, и они прослеживаются не только во внеурочной деятельности, но и на каждом уроке и перемене. Я как педагог никогда не отделаю воспитание от образования, потому что это всё вместе связано. На выходе получается, что выпускники нашей гимназии - хорошо воспитанные и обученные дети.

Форма дисциплинирует

- Всё большее количество родителей выступает за форму. А педагоги?

- Я за форму. Во-первых, как любая рабочая одежда, форма стимулирует ученика понять, что он сейчас находится в учебном заведении и должен выполнять свои задачи. Во-вторых, все семьи с разным достатком, и когда дети из небогатых семей не имеют нарядов, они начинают комплексовать. И не идут в школу не потому, что не хотят учиться, а потому что чувствуют себя менее успешными. Ещё и как мама могу привести пример: когда училась моя дочь, формы не было. И ежедневные сборы в школу превращались в конфликты: это не хочу, в этом уже была, это не подходит.

- Допустим, форма нужна. Но нужна ли определённая форма каждому учебному заведению?

- Это представление учебного заведения, и это тоже воспитательный момент.

- Наталья Юрьевна, а как вы сами попали в школу?

- Всегда возилась с малышнёй во дворе, но не планировала поступать в педагогический, мечтала стать экономистом. Однако на первом же экзамене в ОмГУ «срезалась», год работала, а потом решила поступать в пединститут. Тяга к малышам перевесила, поэтому и выбрала начальные классы. Все экзамены сдала на пятёрки, но в то время был еще творческий конкурс - надо было петь. С пением у меня не очень, но мама меня тренировала, и на вступительных я исполнила «Там, вдали, за рекой…».

Училась в вузе легко, практику проходила здесь же, в 84-й школе, сюда и работать пришла. У меня было право выбора при распределении, так как я уже была замужем и родила дочь.

Когда пришла работать, легко влилась в коллектив, меня поддерживали педагоги со стажем, приглашали на свои уроки, раскрывали секреты мастерства. Богатырёва Антонина Васильевна - учитель, который мне очень много дал, начиная с педагогической практики. Нина Платоновна Беляева, Надежда Ивановна Кузьмина, Софья Владимировна Мартынова - все учителя начальной школы приняли как в семью - помогали, поддерживали.

В тот момент директором была Алла Ивановна Емельянова, человек этот делал всё, чтобы нам, педагогам, было комфортно. Она была очень строга, и мы работали под её началом чётко, правильно. Может быть, это и научило нас быть хорошими педагогами.

- У вас ведь уже династия, дочка тоже педагог?

- Когда дочь подросла, стали обсуждать, куда поступать. Она увлекалась английским. В ту пору очень сильная кафедра иностранных языков была в пединституте. Она туда поступила, окончила, вначале пошла работать в вуз. Но когда появились дети, сказала, что не хочет преподавать в вузе, лучше в школу. И родная 84-я школа её приняла, она же выпускница.

- Если бы можно было всё вернуть, выбрали бы опять педагогику?

- Мне всегда было очень комфортно на работе. До сих пор я прихожу в школу, и у меня поёт душа. Я ни разу не жалела, что так сложилась моя судьба, что я попала в педагогику и всю свою сознательную жизнь работаю здесь.

Досье
Наталья Чиботарь. Учитель высшей категории, учитель начальных классов омской гимназии № 84 – это единственное место работы, 35 лет педагогического стажа. Награждена почётными грамотами министерства образования Омской области и Министерства образования и науки РФ. В 2014 г. получила нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах