Ребята с восхищением рассказывают, что в кабинете преобразилось буквально всё – и стулья более удобные, и множество реактивов для проведения практических занятий, и опыты стали более интересными.
Преображение кабинета
А ещё у них теперь есть интерактивная доска и «говорящая» таблица Менделеева: на специальном пульте можно нажать порядковый номер химического элемента, и умный стенд расскажет всё, что «знает» о, скажем, боре или магнии, железе или золоте.
Однако теоретическое изучение химии школьников мало увлекает. «А зачем она нужна эта химия, если мы химиками не будем? Да и где у нас в городе химическое производство?», – говорят девятиклассники. Между тем взрослые точно знают, где оно – это Омский НПЗ, флагман российской неф-техимии, лидер по переработке нефти. Множество рядовых омичей, в том числе школьников и студентов, уже побывали на заводе в рамках проекта «Эксперты экологии». Теперь настала очередь ребят из 69-й гимназии.
Первое, что поражает любого, кто ни разу не был на заводе, – территория. Более 50 установок занимают площадь 1 200 га. Сотрудников на рабочие места доставляют автобусы, курсирующие по десяти маршрутам.
«Этот год для нас юбилейный, в сентябре исполнится 60 лет с момента запуска в работу первой установки первичной переработки нефти, – рассказывают ребятам сотрудники завода. – С тех пор 5 сентября мы празднуем день рождения завода».
Впрочем, везут школьников на экскурсию как раз не к старым, а к новым установкам: сначала это «Изомалк-2» (установка изомеризации лёгких бензиновых фракций), затем комплекс гид-роочистки бензинов и дизельного топлива. Почему именно это современное производство? Но ведь этот «рейд» по заводу не зря называется «Эксперты экологии»: именно на этих установках вырабатывают компоненты того самого современного моторного топлива, которое отвечает стандартам ЕВРО-5. Ребята узнают, что дизельное топливо, которое изготавливает завод, полностью выпускается высшего экологического класса, бензинов – 85%, но уже с будущего года и весь бензин будет только 5 класса. Однако различные марки топлива – это отнюдь не всё, что выпускает завод: всего здесь выдаётся более 50 видов продукции.
Десятки вопросов
Уже после второй остановки до этого молчавшие девятиклассники задают кучу вопросов: как перевозят топливо? как перемещают на такое большое расстояние внутри завода людей и грузы? где вообще люди на установках? можно ли войти внутрь? На первые вопросы ребята тут же получают устный ответ, а на последний – приглашение проехать на третью точку экскурсии, в объединённую операторную. Сергей Кудрявцев, начальник установки гидроочистки бензинов каталитического крекинга, рассказывает: «Мы с вами фактически в «ЦУПе» завода – видите, здесь на экранах все установки, все подъезды и подходы к ним, а на мониторах – процессы, которые происходят внутри». И если мальчишки тут же начинают интересоваться процессами, то девчонок волнуют камеры: «Что, и нас сейчас было видно, как мы вокруг ходили, фотографировались?». Специалисты подтверждают: их видели, так же, как и приближающийся к операторной автобус, поэтому гостей здесь ждали.
Впечатлённые масштабом увиденного, ребята забрасывают сотрудников завода вопросами: в какой вуз поступать, чтобы работать на ОНПЗ? И можно ли вначале идти в колледж, а потом в университет? Какие экзамены сдавать и какие знания требуются нефтепереработчику?
В общем, гимназисты убедились, что в Омске есть современное химическое производство. И наверняка кто-то из них уже выбрал для себя будущую профессию.