Под занавес 2013 года депутаты Омского городского Совета приняли решение о присвоении звания почётного гражданина областного центра Виктору Рябову. Мы знаем его как второго после Александра Малунцева директора ОНПЗ.
На самом деле это не совсем так – после смерти Александра Моисеевича завод по очереди возглавляли несколько руководителей, но не смогли, как говорится, прижиться. Тогда заводчане решили взять инициативу в свои руки и предложили областным властям на пост директора кандидатуру Виктора Рябова, который до того времени был главным инженером. Люди рассуждали так – если Малунцев не побоялся предложить должность главного инженера 28-летнему Рябову, то уж в 31 год он вполне может руководить всем предприятием. Так на 14 лет Виктор Андреевич принял в свои руки флагман отечественной нефтепереработки.
Как рождался директор
Виктор Рябов |
Лидерские качества в одном из 11 приехавших по распределению в Омск выпускников грозненского нефтяного института Александр Моисеевич заметил сразу. И как только молодой человек чуть-чуть пообжился на заводе, поработал начальником парка светлых нефтепродуктов, затем начальником установки депарафинизации, ему было предложено возглавить товарный цех. В то время нефть поступала на завод «с колёс». Ветераны вспоминают, что это было невероятно сложно, но Рябов умел убеждать в важности того, что они делают.
Видимо, оценив это умение работать с людьми вкупе с другими качествами молодого руководителя, Малунцев пригласил Рябова на должность главного инженера. Завод уже выдавал продукцию, но он всё ещё строился: множество установок было лишь проектами, какие-то вообще задумками, часть находилась в процессе возведения, другая – на этапе пусконаладки… Представляете масштаб всего этого? Александр Моисеевич сделал ставку на молодого, энергичного, вдумчивого инженера. И, как показало время, не прогадал.
«Он уже тогда был одним из тех, кого позже назовут руководителями новой формации, – вспоминает ветеран завода Александр Смирнов. – Полстолетия назад говорил о необходимости экономических реформ, о том, что предприятие должно быть более самостоятельным, а не решать всё через главк, министерство и т. д.».
В те годы в отрасли стали внедрять так называемый «щёкинский метод». Увеличение доходов и выработки происходили за счёт расширения профиля работников: меньше рабочих – больше продукции. Метод оказался весьма эффективным. Узнав об этом, Рябов решил внедрить такую систему и в Омске. Результатом стало ежегодное повышение производительности труда на 12-15%.
Единственный в Союзе
То время, когда омским нефтекомбинатом руководил Виктор Андреевич, можно назвать периодом бурного роста завода. За эти годы было построено и введено в эксплуатацию более 80 технологических установок предприятия. Среди них такое уникальное производство, которое было в СССР единственным, – микросферического катализатора. Прошло 60 лет, а до сих пор катализаторы на НПЗ производятся только у нас в Омске.
И ещё одним из важнейших этапов дальнейшего развития завода в бытность Виктора Рябова директором стало открытие тюменской нефти.
Сибирская нефть
В начале строительства омский завод был рассчитан на переработку за год 3 млн тонн башкирской нефти. Тогда о том, что рядом, в Сибири, существуют запасы этого ценного углеводородного сырья, учёные только догадывались. Ещё в 1932 году основоположник советской нефтяной геологии Иван Губкин выдвинул версию о том, что в Западной Сибири должны быть большие запасы этого ценного для страны сырья, однако 20-летние изыскания ничего не давали. Поворотным событием стало открытие в 1953 году первого месторождения у села Берёзово. Затем появились Шаимское, Мегионское, Усть-Балыкское и другие месторождения. В 1963 году промышленному освоению открытых месторождений и развитию геологоразведочных работ в Тюменской области был дан «зелёный свет» на самом высоком уровне. В этом же году началось строительство первых магистральных трубопроводов, один из которых так и назывался «Усть-Балык – Омск».
4 июня 1964 года ОНПЗ получил первую тюменскую нефть пока ещё в «живом» виде, то есть с танкера ТН-562, прибывшего из Шаима. Следом прибыл пароход «Капитан» с нефтеналивной баржей, чьи трюмы вмещали 1,7 тыс. тонн сырья. Омичи собрались на праздничный митинг по случаю принятия тюменской нефти, архивы сохранили уникальные фотографии, где нефтепереработчики стоят с лозунгами: «Мы готовы принять тебя, тюменская нефть!», «Ждём тебя, тюменская нефть!». Выступая на митинге, Виктор Рябов отметил, что нефтепровод «Усть-Балык – Омск» станет артерией, которая соединит в один могучий организм две соседних области – Тюменскую и Омскую. Через три года, 17 октября 1967-го, нефтепровод был введён в строй.
Ну а пока эта артерия строилась, омичи встречали водные «караваны» из танкеров. Интересно, что именно в то время на нашем заводе освоили переработку, скажем так, различного исходного сырья. Если усть-балыкская нефть имела высокий индекс вязкости, то сургутская была тяжёлой, высокосернистой, с низким содержанием светлых фракций. Для их переработки нужны были разные технологии, и омские инженеры нашли для этого технические решения. Ну и, конечно, появление сибирской нефти дало новый импульс развитию ОНПЗ. В мае 1966 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение семилетнего плана по переработке нефти и освоение новых мощностей Омский нефтеперерабатывающий завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени. А в апреле 1970 года именно ОНПЗ переработал миллиардную тонну нефти Советского Союза.
Для людей
Как и его предшественник Александр Малунцев, Виктор Андреевич уделял огромное внимание быту своих сотрудников и членов их семей. За годы руководства Рябова в городке нефтяников было введено в строй 600 тысяч кв. метров жилья. Сотни семей нефтяников переселились из бараков в современное благоустроенное жильё. По всему микрорайону возводились детские сады и школы, поликлиники и спортивные сооружения.
ДК нефтяников, который теперь носит имя А. М. Малунцева, стадион «Сибирский нефтяник», бассейн «Коралл», Советский парк – всё было открыто именно в эти годы. Оказывается, и тогда, в советское время, вся «социалка» была, как позже назовут, «непрофильными активами». Но Рябов, рискуя должностью и партбилетом, «выбивал» деньги на строительство спортивных и досуговых учреждений. Он доказывал, что всё это, в конечном итоге, для блага нефтезаводчан, которым надо не только хорошо работать, но и активно, с пользой отдыхать. Кстати, для удобства сотрудников ОНПЗ рядом с проходной завода была открыта поликлиника, оснащённая самым современным медицинским оборудованием.
На повышение
В 1975 году Рябова перевели в Москву в профильное министерство. До сих пор человек, чьё имя неразрывно связано с Омском, активно трудится, хотя ему уже прилично за 80. Он входит в различные профессиональные экспертные советы, возглавляет ассоциацию нефтепереработчиков и нефтехимиков. Виктор Андреевич уже более 40 лет не живёт в нашем городе, но не утратил с ним связей.
Он член правления Омского землячества и в этом качестве активно продвигает интересы нашего города в федеральных структурах. В 2013-м Рябову присвоено звание почётного гражданина Омска за огромный вклад в развитие города. Как почётный гражданин Виктор Андреевич имеет право совещательного голоса в горсовете, а также должен быть безотлагательно принят любыми омскими должностными лицами. А ещё в построенном Рябовым «Сибирском нефтянике» ежегодно проводятся легкоатлетические состязания – Кубок Рябова, на которые Виктор Андреевич обязательно прилетает.
Такие люди, как экс-директор ОНПЗ, являются настоящей гордостью не только жителей нашего города, но и всей России.
Кстати
Виктор Рябов – лауреат премии Совмина СССР за проектирование и строительство первой очереди Павлодарского НПЗ (1983); лауреат премии Совета Министров СССР за создание и широкое внедрение в нефтепереработке и нефтехимии оборудования для глубокой очистки нефти, поступающей на переработку, от коррозийных солей (1983). Награждён орденом Ленина (1971), орденом Трудового Красного Знамени (1965), медалью «За трудовую доблесть» (1959) и др.