Правительственная комиссия одобрила проект закона об ускорении сделок с недвижимостью. Если он будет принят Госдумой РФ, то банки, страховые компании, риэлторы, ипотечные агентства и нотариусы должны будут самостоятельно получать данные для оформления купли-продажи.
При этом, по заверениям руководства Минэкономразвития России, сроки регистрации прав на недвижимое имущество сократятся до семи дней, а постановки на государственный кадастровый учёт – до пяти.
Человеческий фактор
– Разумеется, насколько полезными окажутся эти нововведения, покажет практика, – комментирует Игорь Полоротов, начальник отдела ипотечных программ регионального фонда развития жилищного строительства. – Но мы с этой работой сталкиваемся ежедневно и можем сказать, что значительные поправки в букву закона внесёт банальный человеческий фактор. В различных учреждениях люди привыкли работать по-разному. И даже если отдать приказ всем перестроиться с завтрашнего дня, это не приведёт к резкому улучшению работы. Взять хотя бы банковские структуры. Казалось бы, есть документы, жёстко регламентирующие финансовую деятельность, но даже у одного банка технологии работы в столичном офисе существенно отличаются от работы филиалов в регионах.
Зависим от клиентов
– Многие покупатели и продавцы квартир проявляют недисциплинированность, – говорит Инна Камильцева, сотрудник риэлторского агентства. – Я понимаю, что и среди представителей нашей профессии есть разные люди. Но, тем не менее, материальный стимул, заложенный в нашей работе, приучает к дисциплине. А клиент почему-то может себе позволить без предупреждения уехать в командировку, опоздать на оформление важных документов или вообще не явиться на сделку. В этой ситуации неважно, какие сроки регистрации предложит законодатель, – это не ускорит реальных сроков прохождения документов.
В ходе реализации этого закона могут возникнуть технологические сложности. Ведь у банков и ипотечных агентств свои программные комплексы, а у государственных структур – свои. Если бы это были отношения между двумя-тремя организациями, закон заработал бы намного быстрее. Но в документооборот придётся вовлекать десятки структур. В какие сроки удастся наладить это взаимодействие, покажет время.