День омской прессы отмечают уже третий год подряд. Первое печатное издание региона – «Акмолинские ведомости» – вышло в нашем городе ещё в 1867 году. Почему омские СМИ до сих пор не могут избавиться от ярлыка провинциальности?
О литературе, журналистике и современных драматургах в интервью «АиФ в Омске» рассказал Алексей Декельбаум, известный писатель-сатирик, журналист, киносценарист и путешественник.
Мыслим масштабами
Omsk.aif.ru: Алексей Захарович, вы как-то сказали, что вся омская журналистика – это оксюморон. В чём главная проблема наших СМИ? В провинциальности?
Алексей Декельбаум: Да, омская журналистика провинциальна. Особенно это заметно в тележурналистике: тональность новостей, тусклость интонации, тематика… У нас ведь все информационные поводы сводятся к тому, что товарищ N поехал на свинарник, а губернатор в очередной раз что-то там открыл. Куража не хватает. Правда, сейчас я за телевидением особо не слежу, и не только я. И это о чём-то говорит. Хотя с появлением интернета ситуация в СМИ стала меняться. В электронных изданиях появляется необходимый кураж, ломаются провинциальные рамки, люди апеллируют к историческим глубинам, а не только к границам Омской области и её проблемам. Конечно, о проблемах тоже пишут, но мыслить СМИ начинают более масштабно, проводят ассоциации чуть ли не со временами Карла IX. В газетах тоже такая тенденция прослеживается.
– Знаете, это уже стало традицией – периодически что-то «хоронить». Когда появился кинематограф, многие сказали: «Ну всё, театру жить от силы пять лет осталось». И что? Театральное искусство по сей день себя прекрасно чувствует, так что прогнозов насчёт газет лучше не строить.
– Столичные театры чувствуют себя относительно прекрасно, чего не скажешь про остальные регионы России. Я не имею в виду качество постановок или режиссуру. Интересно другое: почему наши театры не работают над материалом омских драматургов? Неужели наши литераторы не могу написать пьесу хотя бы для детского спектакля? Или просто театры не хотят работать с местным материалом?
– У нас в Омске есть прекрасные драматурги: Игорь Буторин, Михаил Лебедев, Алиса Поникоровская. Они талантливые, но их пьесы, как нынче модно говорить, не в тренде. Хотя, если честно, сейчас вообще трудно сформулировать, что нужно современным театрам. Я давно не видел ничего такого в омских театрах, после чего я бы мог сказать «Ах, как это потрясающе!». Да, хорошие вещи ставят, но не «ах». Хотя очень люблю нашу драму, интересные спектакли есть в «Пятом театре» – тот же «Боинг-боинг» или «Кукла для невесты». Славные постановки!
– Она существует и является гарантом неразрывности всей омской литературной линии, которая идет с XVIII века. Ребята пишут замечательные вещи! Но вопрос в другом – нужна ли вообще омская литература? Скорее нет, так как читать её некому. Остались любители, библиофилы ярые, но их немного. А в том, что нарастёт новое поколение читателей, лично я сомневаюсь. Это не только омская проблема, она давно уже приобрела всероссийский масштаб. Я сейчас даже не могу понять, что предпочитают читать современное поколение. А ведь вспомните 60-е годы прошлого века, когда в стране было массовое сумасшествие на тему поэзии. Поэты же полные стадионы собирали! А сейчас? Нет, конечно, люди читают, но какого-то массового явления нет. Кто-то любит книги Пелевина, который не привлекает меня, кто-то увлекается фантастикой или детективами. Я, например, интересуюсь Акуниным.
Быть в тренде
– Издание книг – затратное дело для писателей. Реально ли литераторам получить грант от государства? Или если у тебя нет денег, то так и придётся всю жизнь писать в стол?
– Реально! И люди эти гранты получают. Ещё Союз писателей платит стипендии на издание книг. Понемногу, но от государства литераторам деньги всё-таки капают. Хотя на мою книгу о кругосветке у Омской области средств не хватило. Поэтому вышла только половина книги и то в общем сборнике «Под парусами Сибири». Я вообще, наверное, единственный писатель в России, у которого вышло 3,5 книги. Мне глубоко противно выбивать деньги на издание своих рукописей. Хотя мой сборник рассказов «Остров Жаннетты» вышел на деньги спонсоров. Я тогда просил деньги на издание книги, но всё получилось очень душевно, унижаться не пришлось. И тираж тогда получился по нынешним временам гигантский – 700 экземпляров.
– На литературе сделать бизнес сейчас реально? Или как повезёт?
– Везение? Нет. Гениальность? Тоже нет. Мы же говорим о деньгах. Значит, к литературе в этом случае надо относиться как к бизнесу. То есть быть, опять скажу это слово, в тренде. Знать, что хотят читатели, издательство, и удовлетворять эту потребность в меру сил и таланта. Ты подстраиваешься под свою аудиторию, и о гениальности тут речи не идёт. Случай роли тоже не играет. Вот, например, оказался ты на одной пьянке с директором издательства. И даже если ты ему безумно понравился, это не означает, что твой товар будет ему интересен. Если пытаться заработать на литературе, нужно всё очень внимательно просчитывать, делать бизнес-план. В кинематографе, кстати, я тоже всё просчитываю, но мне это интересно.
– Кстати, чем вас привлекла киносценаристика? Вы писали и для детективных сериалов, и для таких хитовых проектов, как «6 кадров» и «Даёшь, молодёжь!».
– Чтобы написать страницу сценария, приходится часа три торчать в интернете. Работа очень тяжёлая, необходимо большое погружение в материал. Мне безумно интересно было писать сценарии детективных сериалов. Правда, если бы ФСБ отследила мои поисковые запросы в интернете, то они очень сильно мной заинтересовались. Когда я писал сценарии для «Следа» и «Пятой стражи», мне нужны были ответы на следующие вопросы: где купить яд? Как соорудить взрывное устройство в домашних условиях? Как незаметно ликвидировать человека? Чем полезны ядовитые уколы для киллеров?
Душа болит
– Вы недавно отметили 60-летний юбилей. Это дата – повод подвести итоги, и, может, ответить самому себе на вопрос, а счастлив ли я?
– Счастлив, безусловно. Количество же лет, которые я проживу, после кругосветного путешествия вообще стало не самым важным вопросом в жизни. Формула счастья на самом деле очень простая – заниматься тем, что ты хочешь. И чтобы у близких тебе людей всё было хорошо.
– О чём сегодня болит ваша душа как журналиста и писателя?
– Она очень неоригинально болит. О том же, о чём болят души большинства людей сегодня. Мог ли я ещё год назад подумать, что, собираясь со своими друзьями, буду серьёзно произносить тост за то, чтобы не было войны? Я бы сказал: «Хватит прикалываться!». Но сейчас мы постоянно говорим об этом.