– Я, лишь я, – литература нашей северной страны. Ваша критика лишь дура, все вы завистью полны! Я - Джек Лондон, вновь открытый, я сибирский Элиот, Достоевский я маститый и повыше я, чем Скотт! Всеобъемлющ я, как боги, я - бесценнейший сосуд. Вы ж бездарны и убоги. Вам ли класть меня под спуд. Но напрасны все стремления, словно пробка из воды, вверх летят мои творения чище снега и смолы! – такими словами с огарком свечи в руках Антон Сорокин встречал на крыльце своих гостей. Разумеется, не собственной персоной, а актёр в образе писателя.
Антон Сорокин подобными фразами и выходками эпатировал омичей в начале прошлого века. Одну из таких его «штучек» воплотили в музее им. Достоевского, открыв заборную выставку. Антон Сорокин помимо литературных трудов создал много рисунков. Омск увидел впервые работы из фондов Российского государственного архива литературы и искусства в Москве, например, иллюстрации к первой монопьесе Антона Сорокина «Золото» или его автопортрет.
Писатель Антон Сорокин родился в 1884 году в Павлодаре. В 8 лет вместе с родителями переехал в Омск. В 16 лет он начал писать. На протяжении всей жизни основной темой его творчества была власть золота над людьми. Он написал около 2 000 произведений. Умер он в 1928 году , в возрасте 43-х лет.
Некрологи самому себе
Заборная выставка – лишь малая часть большой задумки музея им. Достоевского, проекта «Да здравствует Король!», посвящённого писателю. Чтобы в полной мере познакомить омичей с неординарной личностью земляка, в музее провели лекцию, где Алексей Сорокин, омский историк, рассказал об интересных фактах из биографии сибирского писателя.
Один из самых ярких фактов – то, что Антон Сорокин отличался большой любовью к самопродвижению. Он называл себя кандидатом Нобелевской премии, «королем писателей», ходил по улицам и раздавал придуманные им деньги «короля шестой державы».
– Антон Сорокин рекламировал себя и понимал, что антиреклама – это тоже хорошая реклама. Он не раз объявлял себя самоубийцей, писал на «смерть» самого себя некрологи, за что его не любили другие авторы, – рассказывает Юлия Зародова, заместитель директора музея им. Достоевского.
Многих коллег Антон Семёнович считал своими учениками, например, Леонида Мартынова или Всеволода Иванова. Его же в литературной среде называли невменяемым за его слова и поступки. Пьесу Всеволода Иванова, написанную по заказу Сорокина, «Гордость Сибири – Антон Сорокин» можно назвать ответом на такое отношение к «королю писателей».
В центре этого сатирического произведения сам Антон Сорокин. Остальные герои, среди которых, Максим Горький или известный омский поэт Пётр Драверт, показаны не в самом лучшем свете. В музее им. Достоевского, как и вообще в Омске, пьеса «Гордость Сибири – Антон Сорокин» прозвучала впервые в исполнении омских авторов.
Про хохот дьявола
Помимо юбилея со дня рождения Антона Сорокина музей отметил другую важную для всей страны дату – 100-летие начала Первой Мировой войны. В музее открылась новая экспозиция «Хохот жёлтого дьявола»: Антон Сорокин и сибирские писатели в контексте I Мировой войны». Повесть сибиряка Антона Сорокина 1914 года неслучайно указана в названии выставки: именно в «Хохоте жёлтого дьявола» автор, протестуя против кровопролития и власти денег, во многом будто предсказывает начало страшной войны.
Война коснулась всех, в том числе и омских писателей, которым и посвящена новая выставка. В экспозицию включены архивные материалы и личные вещи, например, письменные принадлежности нашего земляка – писателя Феоктиста Березовского. Здесь же впечатления омских литераторов, современников Антона Сорокина, ставших очевидцами действий на фронтах: рукопись очерка Феоктиста Березовского «Окровавленный Арарат» о погромах армянского населения или рассказы о событиях на фронте Николая Олигера.
Посетители смогут увидеть и первый коллективный литературный сборник «Жертвам войны», изданный в нашем городе, где есть произведения таких известных омских писателей, как Александр Новосёлов или Георгий Вяткин.
Кстати, каждый посетитель выставки музея им. Достоевского может получить от Антона Сорокина подарок: деньги «шестой державы», «Удостоверение гениальности» или огарок свечи, с которым Антон Сорокин всегда читал на публике свои произведения даже при дневном свете.