450

Наш каприз за ваши деньги. Омичи становятся жертвами распространителей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. АиФ в Омске 30/04/2014
Пылесосы, парогенераторы, фильтры для воды - все это предлагают омичам за баснословные деньги.
Пылесосы, парогенераторы, фильтры для воды - все это предлагают омичам за баснословные деньги. / Александра Горбунова / АиФ

Любители «нагреться» на чужом добре находят всё новые цивилизованные, можно сказать, узаконенные способы обмана.

Как-то в доме Галины Новак раздался телефонный звонок. Неизвестный приятный и необычайно вежливый мужской голос предлагал продемонстрировать пылесос «Кирби».

Взяли измором

Слова так бойко вылетали из распространителя, были такими умными и правильными, что сейчас Новак даже не может вспомнить, о чём, собственно говоря, шла речь. Но главная мысль заключалась в том, что покупка здесь и сейчас существенно снижает стоимость пылесоса и даёт право на скидку. Замученная, вымотанная и ничего не соображающая от бесконечной болтовни продавца женщина согласилась на покупку. В 22 часа (!) её отвезли в офис, чтобы оформить документы. Домой она вернулась около двух ночи. В тот момент она даже не подумала, а как ей вообще могли дать кредит в такое время? Да ещё на таких условиях: её официальный доход – пенсия около 6 тыс. руб., а ежемесячный платёж по кредиту – 4,2 тыс. руб.

Сложно не согласиться подписать договор после 2-х или 3-х часового «промывания мозгов». Фото: АиФ / Александра Горбунова

Полтора года омичка исправно платила, потом денег стало не хватать. К этому времени женщина разочаровалась в пылесосе: он хорошо чистит мусор и пыль, но от его звука можно оглохнуть. Превышение допустимых норм по шуму и стало поводом для обращения в суд.

Подобные иски подаются в огромных количествах, но мошенничество в них усматривают не всегда. Люди ведь сами на всё соглашаются! Каждому из нас приходилось отвечать на такие же звонки, и неважно, как к распространителям в руки попал ваш номер телефона, суть в том, что многие соглашаются на общение. Вроде глупо отказываться, когда тебе бесплатно предлагают почистить квартиру, например, а там и до покупки недолго.

Вопросы, которые во время «демонстрации» задают распространители, построены так, что человек должен ответить «да». Стоимость озвучивается только в конце, когда потенциальный покупатель «спёкся»: после двухчасовой психологической атаки он готов на всё.

Вредно для здоровья

Цифра
130 тысяч рублей люди готовы отдать за пылесос.
Несмотря на то что далеко не все омичи жалуются на мошеннические действия продажников, председатели обществ по защите прав потребителей – а их в Омской области немало – утверждают, что каждый месяц к ним обращается по несколько человек с жалобами на пылесосы «Кирби», а также парогенераторы и фильтры очистки воды.

В ресурсоснабжающей организации нам подтвердили, что участились обращения к ним от жителей города, которые хотят выяснить, кто занимается установкой фильтров очистки воды в квартирах и подъездах. Омичи утверждают, что некие лица сообщают о необходимости провести у них дома анализ воды для решения вопроса об установке фильтра. Иногда они даже представляются сотрудниками известных компаний. Но вместо исследования качества воды, которое можно провести только в лабораторных условиях, они показывают фокус: погружают в ёмкость с водой электрод и пропускают через него ток. Разрушаясь под воздействием тока, электрод даёт осадок, а удивлённого жителя убеждают, что это вредные вещества, содержащиеся в воде.

В основном это происходит в дневное время, и выбираются преимущественно пожилые люди, которым говорят, что через какое-то время процедура по установке фильтров станет обязательной для всех, а сейчас всё можно сделать со скидкой.

Количество исков в суд по защите прав потребителей. Фото: АиФ

Из-за своей доверчивости люди приобретают фильтры, а через некоторое время обнаруживают, что качество воды ухудшилось. Экспертные анализы показали, что вода после такой очистки становится дистиллированной, а точнее, деионизированной, то есть она теряет физиологическую полноценность. По словам специалистов, такая вода не соответствует нормам рН и лишена минеральных солей и микроэлементов. Её фактически нельзя пить, так как при длительном употреблении она может стать причиной некоторых заболевания.

Пылесос или автомобиль?

В России немало компаний, специализирующихся именно на технологии прямых продаж. Они продают косметику, посуду, бытовую химию. Но если не понравился крем, то мы его больше приобретать не станем, лишь пожалеем о потраченных средствах: они ведь будут не такими значимыми, как в случае с пылесосом. Стоит это чудо техники как подержанный автомобиль, и выплачивать кредит придётся годы.

Но всё же деньги вернуть можно, и не только за пылесос. Некоторые компании сделают это и без долгих разбирательств. Но если вы связались с недобросовестными продавцами, к кому обращаться с претензиями?

Согласно российскому законодательству, договор между продавцом и покупателем можно расторгнуть в течение семи дней после приобретения товара. Однако ст. 409 Гражданского кодекса РФ предусматривает отступное. В этом качестве может выступать неустойка. По соглашению сторон обязательства могут быть прекращены – уплатой денег, передачей имущества. Размеры, сроки и порядок представления отступного регламентируются договором, поэтому нужно внимательно читать документы. Если информации о товаре предоставлено не было, то его можно вернуть в течение трёх месяцев.

От редакции: Технологии работы аферистов со временем становятся всё тоньше и изощрённее. Просто факт реализации и то, что позже покупателя не устроил товар, не являются преступлением. Нужно доказать, что вас изначально ввели в заблуждение относительно свойств и качества товара либо документы, которые предоставляются вместе с этим товаром, оказались подложными. Да, некоторым удаётся выиграть суд, но у героини нашей истории не получилось, она по-прежнему платит неподъёмный кредит и верит, что Верховный суд России всё же встанет на её сторону. А многие вообще просто молчат о том, что их облапошили. Поэтому будьте бдительны, не поддавайтесь на уловки мошенников. И помните: аферисты, в отличие от настоящих продавцов, стараются работать без свидетелей.

Кстати
Помните, что у представителя компании есть чёткая цель – добиться того, чтобы вы купили у него товар. Не давайте согласия и не подписывайте кредитных договоров сразу же после окончания презентации. Даже если твёрдо уверовали в необходимости покупки, отложите её, сравните технические характеристики предложенного вам товара с характеристиками аналогов других марок. Обязательно сопоставьте цены! Имейте в виду, что технически сложное бытовое оборудование не подлежит возврату или обмену (постановление Правительства РФ № 1222 от 20.10. 1998 г. с дополнениями № 81 от 6.02. 2002 г.).

Заткните уши?

– При прямых продажах обычно отрабатываются классические приёмы речевого воздействия, – объясняет Татьяна Шкайдерова, доцент ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, специалист по речевому воздействию. – В чём они заключаются? Продавец начинает с комплиментарного подхода. Как только входит в квартиру, он может невзначай уронить фразу: «Вижу, здесь живут люди, которые любят чистоту». Это подкупает любую женщину. Далее продавцы обещают новое качество жизни. Следующий приём связан с запугиванием. Важно сформировать чувство вины, чтобы человек поддавался манипуляциям. В конце встречи разыгрывается сценарий: «Плохой начальник – хороший подчинённый». Продавец звонит руководителю, тот просит оценить работу. Оценка всегда положительная – он действительно неплохо отработал. Тогда почему продажа не состоялась? Начальник грозит уволить, лишить всех благ. Покупатели, жалеючи, идут навстречу продавцу.

Не за что жалеть!

– Шанс переиграть ситуацию в свою пользу у потребителя есть всегда, если знаешь адрес предприятия, – говорит Евгений Рабинович, председатель Омского союза потребителей «Щит». – В конце концов, предъявлять претензии можно не только продавцу, но и самому производителю, конечно, при наличии производственных дефектов. Аргумент, что для вас сейчас это стало дорого, не является серьёзным. И лично я не считаю людей, купивших дорогой товар, пострадавшими. Они сами принимают решение, а после передумывают. За свои поступки приходится нести ответственность. Вместе с тем, нельзя не признать, что цена на пылесос «Кирби», например, в Омске сильно завышена. Я являюсь действующим членом Ассоциации прямых продаж России, мы ежегодно собираемся на встречу с коллегами. Несколько лет назад там был представитель американской компании «Кирби». Я поинтересовался стоимостью пылесоса в Соединенных Штатах – около $1 000.

Не от жизни хорошей

– Нужно быть очень осторожным, – считает Валентина Соколова, председатель Общественного совета при УМВД России по Омской области. – Прежде чем купить товар, который продаётся не через прилавок, а навязывается, стоит хорошо подумать. До сих пор не нашли способа бороться с этим безобразием, запретить такую деятельность сложно. Ко мне с пылесосами и фильтрами никогда не приходили, наверное, из-за того, что в нашем доме есть охрана. Вообще, я считаю, в этом вопросе важна бдительность самих людей. Моё мнение – нужны законодательные меры, пока это всё не приняло масштабы, как у «МММ» в своё время. Тогда поначалу тоже всё было в рамках закона, но сколько осталось обманутых граждан. Кто-то обманывает на тысячи, а кто-то – на миллионы, а страдают люди. Всё начинается с малого, с искорки. Обманутые покупатели, обманутые вкладчики, обманутые дольщики. Правоохранители, правозащитники и общества по защите прав потребителей должны выступить с законодательной инициативой, которая защитила бы простых граждан.

Официально
– В прошлом году было пять заявлений от граждан, – сообщает Дмитрий Эннс, прокурор отдела по надзору за следствием, дознанием и ОРД в органах внутренних дел. – Жаловались на продавцов БАДов, прибора «Глазомир» и пылесоса «Кирби». По всем фактам отказано в возбуждении уголовных дел. В 2014 году пока было всего одно обращение, также от покупателя пылесоса «Кирби». Как правило, ситуация везде одинаковая: люди приобретают технику или препараты, потом их начинают не устраивать те или иные качества товаров. И они обращаются с тем, что их якобы обманули. Если мы говорим о мошенничестве, то должны доказать, что у лица, которое продавало, изначально был умысел, направленный на обман. Что касается прямых продаж, все должны, приобретая товар, внимательно относиться к документации и вопросам цены.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах