Любители «нагреться» на чужом добре находят всё новые цивилизованные, можно сказать, узаконенные способы обмана.
Как-то в доме Галины Новак раздался телефонный звонок. Неизвестный приятный и необычайно вежливый мужской голос предлагал продемонстрировать пылесос «Кирби».
Взяли измором
Слова так бойко вылетали из распространителя, были такими умными и правильными, что сейчас Новак даже не может вспомнить, о чём, собственно говоря, шла речь. Но главная мысль заключалась в том, что покупка здесь и сейчас существенно снижает стоимость пылесоса и даёт право на скидку. Замученная, вымотанная и ничего не соображающая от бесконечной болтовни продавца женщина согласилась на покупку. В 22 часа (!) её отвезли в офис, чтобы оформить документы. Домой она вернулась около двух ночи. В тот момент она даже не подумала, а как ей вообще могли дать кредит в такое время? Да ещё на таких условиях: её официальный доход – пенсия около 6 тыс. руб., а ежемесячный платёж по кредиту – 4,2 тыс. руб.
Полтора года омичка исправно платила, потом денег стало не хватать. К этому времени женщина разочаровалась в пылесосе: он хорошо чистит мусор и пыль, но от его звука можно оглохнуть. Превышение допустимых норм по шуму и стало поводом для обращения в суд.
Подобные иски подаются в огромных количествах, но мошенничество в них усматривают не всегда. Люди ведь сами на всё соглашаются! Каждому из нас приходилось отвечать на такие же звонки, и неважно, как к распространителям в руки попал ваш номер телефона, суть в том, что многие соглашаются на общение. Вроде глупо отказываться, когда тебе бесплатно предлагают почистить квартиру, например, а там и до покупки недолго.
Вопросы, которые во время «демонстрации» задают распространители, построены так, что человек должен ответить «да». Стоимость озвучивается только в конце, когда потенциальный покупатель «спёкся»: после двухчасовой психологической атаки он готов на всё.
Вредно для здоровья
В ресурсоснабжающей организации нам подтвердили, что участились обращения к ним от жителей города, которые хотят выяснить, кто занимается установкой фильтров очистки воды в квартирах и подъездах. Омичи утверждают, что некие лица сообщают о необходимости провести у них дома анализ воды для решения вопроса об установке фильтра. Иногда они даже представляются сотрудниками известных компаний. Но вместо исследования качества воды, которое можно провести только в лабораторных условиях, они показывают фокус: погружают в ёмкость с водой электрод и пропускают через него ток. Разрушаясь под воздействием тока, электрод даёт осадок, а удивлённого жителя убеждают, что это вредные вещества, содержащиеся в воде.
В основном это происходит в дневное время, и выбираются преимущественно пожилые люди, которым говорят, что через какое-то время процедура по установке фильтров станет обязательной для всех, а сейчас всё можно сделать со скидкой.
Из-за своей доверчивости люди приобретают фильтры, а через некоторое время обнаруживают, что качество воды ухудшилось. Экспертные анализы показали, что вода после такой очистки становится дистиллированной, а точнее, деионизированной, то есть она теряет физиологическую полноценность. По словам специалистов, такая вода не соответствует нормам рН и лишена минеральных солей и микроэлементов. Её фактически нельзя пить, так как при длительном употреблении она может стать причиной некоторых заболевания.
Пылесос или автомобиль?
В России немало компаний, специализирующихся именно на технологии прямых продаж. Они продают косметику, посуду, бытовую химию. Но если не понравился крем, то мы его больше приобретать не станем, лишь пожалеем о потраченных средствах: они ведь будут не такими значимыми, как в случае с пылесосом. Стоит это чудо техники как подержанный автомобиль, и выплачивать кредит придётся годы.
Но всё же деньги вернуть можно, и не только за пылесос. Некоторые компании сделают это и без долгих разбирательств. Но если вы связались с недобросовестными продавцами, к кому обращаться с претензиями?
Согласно российскому законодательству, договор между продавцом и покупателем можно расторгнуть в течение семи дней после приобретения товара. Однако ст. 409 Гражданского кодекса РФ предусматривает отступное. В этом качестве может выступать неустойка. По соглашению сторон обязательства могут быть прекращены – уплатой денег, передачей имущества. Размеры, сроки и порядок представления отступного регламентируются договором, поэтому нужно внимательно читать документы. Если информации о товаре предоставлено не было, то его можно вернуть в течение трёх месяцев.
От редакции: Технологии работы аферистов со временем становятся всё тоньше и изощрённее. Просто факт реализации и то, что позже покупателя не устроил товар, не являются преступлением. Нужно доказать, что вас изначально ввели в заблуждение относительно свойств и качества товара либо документы, которые предоставляются вместе с этим товаром, оказались подложными. Да, некоторым удаётся выиграть суд, но у героини нашей истории не получилось, она по-прежнему платит неподъёмный кредит и верит, что Верховный суд России всё же встанет на её сторону. А многие вообще просто молчат о том, что их облапошили. Поэтому будьте бдительны, не поддавайтесь на уловки мошенников. И помните: аферисты, в отличие от настоящих продавцов, стараются работать без свидетелей.
Заткните уши?
– При прямых продажах обычно отрабатываются классические приёмы речевого воздействия, – объясняет Татьяна Шкайдерова, доцент ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, специалист по речевому воздействию. – В чём они заключаются? Продавец начинает с комплиментарного подхода. Как только входит в квартиру, он может невзначай уронить фразу: «Вижу, здесь живут люди, которые любят чистоту». Это подкупает любую женщину. Далее продавцы обещают новое качество жизни. Следующий приём связан с запугиванием. Важно сформировать чувство вины, чтобы человек поддавался манипуляциям. В конце встречи разыгрывается сценарий: «Плохой начальник – хороший подчинённый». Продавец звонит руководителю, тот просит оценить работу. Оценка всегда положительная – он действительно неплохо отработал. Тогда почему продажа не состоялась? Начальник грозит уволить, лишить всех благ. Покупатели, жалеючи, идут навстречу продавцу.
Не за что жалеть!
– Шанс переиграть ситуацию в свою пользу у потребителя есть всегда, если знаешь адрес предприятия, – говорит Евгений Рабинович, председатель Омского союза потребителей «Щит». – В конце концов, предъявлять претензии можно не только продавцу, но и самому производителю, конечно, при наличии производственных дефектов. Аргумент, что для вас сейчас это стало дорого, не является серьёзным. И лично я не считаю людей, купивших дорогой товар, пострадавшими. Они сами принимают решение, а после передумывают. За свои поступки приходится нести ответственность. Вместе с тем, нельзя не признать, что цена на пылесос «Кирби», например, в Омске сильно завышена. Я являюсь действующим членом Ассоциации прямых продаж России, мы ежегодно собираемся на встречу с коллегами. Несколько лет назад там был представитель американской компании «Кирби». Я поинтересовался стоимостью пылесоса в Соединенных Штатах – около $1 000.
Не от жизни хорошей
– Нужно быть очень осторожным, – считает Валентина Соколова, председатель Общественного совета при УМВД России по Омской области. – Прежде чем купить товар, который продаётся не через прилавок, а навязывается, стоит хорошо подумать. До сих пор не нашли способа бороться с этим безобразием, запретить такую деятельность сложно. Ко мне с пылесосами и фильтрами никогда не приходили, наверное, из-за того, что в нашем доме есть охрана. Вообще, я считаю, в этом вопросе важна бдительность самих людей. Моё мнение – нужны законодательные меры, пока это всё не приняло масштабы, как у «МММ» в своё время. Тогда поначалу тоже всё было в рамках закона, но сколько осталось обманутых граждан. Кто-то обманывает на тысячи, а кто-то – на миллионы, а страдают люди. Всё начинается с малого, с искорки. Обманутые покупатели, обманутые вкладчики, обманутые дольщики. Правоохранители, правозащитники и общества по защите прав потребителей должны выступить с законодательной инициативой, которая защитила бы простых граждан.