Назначение последнего вызвало особенный интерес в Прииртышье. Известный аппаратный боец и процветающий глава проектного института совершенно неожиданно стал представлять интересы нового губернатора в верхней палате парламента.
В чём стимул?
Мало кто ждал, что именно Игоря Зугу Виктор Назаров выберет в качестве своего представителя. Всё-таки у последнего была слишком очевидная политическая связь с предыдущим главой Прииртышья.
Да и трудно было ожидать, что активный политик и депутат добровольно пойдёт в умирающий от скуки Совет Федерации. С этого-то и начался разговор с новоиспечённым сенатором.
- Хочется понять, зачем Вам нужен этот Совет Федерации, который производит впечатление расхлябанного органа власти, который ничего не решает…
- Не согласен, что Совет Федерации (СФ) - расхлябанный орган. Ряд функций Совета действительно не реализуется. На то есть разные причины.
Члены СФ сами виноваты: многие из них не всегда активно проявляют свою позицию. Но я могу сказать ответственно: свою позицию я готов выражать очень чётко.
Все на выборы
- Что может изменить один-единственный, хоть и активный участник работы верхней палаты?
- Член СФ - это в первую очередь законодатель. А я уверен, что региональное законодательство должно стать основой для всей России. Понимание проблем региона идёт от населения.
И это можно положить в основу обсуждения федерального парламента. Все до единой законодательные инициативы должны проходить народное обсуждение. Лично я собираюсь общаться с омичами, чтобы понять их чаяния.
- Всё равно не убедили, что это может привести к активизации работы застоявшегося органа. Может, выход можно найти в введении избираемости сенаторов?
- В том, что член СФ должен избираться, я уверен на 100%. Это нормально! Но сейчас действует такой закон, и представителей назначают заксобрания и губенаторы регионов. Я надеюсь, что этот закон будет изменён. Выборность обеспечит значительную свободу члена СФ в представлении интересов населения. Хотя мы уже видели, что бывает, когда всенародно избранные депутаты Думы «теряются» для своих непосредственных избирателей. Они исчезают, и мы их больше не видим до самых следующих выборов. Но в любом случае, если будут выборы в верхнюю палату парламента, я обязательно буду в них участвовать.
- На минувшей неделе мы отмечали 100 дней работы губернатора. Раз уж Виктор Назаров выбрал Вас своим представителем, то хотелось бы услышать и от Вас оценку новой омской власти.
- Я убеждён, что 100 дней - это недостаточный срок, чтобы дать оценку деятельности руководителя. Мне импонируют некоторые заявленные направления. В первую очередь я поддерживаю заявления об открытости правительства. Но как это будет реализовываться, могут сказать только журналисты и жители региона. Надо отметить, что это не традиционный подход: такого открытого губернатора у нас ещё не было, и это непривычно для жителей. Сегодня губернатор по-новому понимает и экономическую политику. Это может быть ещё незаметно, но обратите внимание: нас стала очень волновать судьба «Мостовика» (учредители хотят перерегистрировать его налоговые отчисления в Москву, губернатор против. - Ред.), нас интересует, где платит налоги ТГК-11. С бизнесом стали «заигрывать», чтобы привлечь налоги.
- А при Полежаеве такого не было?
- У меня нет ощущения, что всё то, что было сделано в предыдущие годы, - неправильно. Конечно, нужно провести ревизию сделанного и развить хорошие начинания предыдущего губернатора. Но также я понимаю, что кое от чего нужно отказаться. Сейчас другие условия жизни, другая экономика. В общем, нельзя сказать, что всё должно развиваться по-старому, но и нельзя отрицать тех основополагающих вещей, которые были заложены в регионе. А то мы почему-то, считаем, что у нас не было фундаментальных решений.
- Вас считали человеком, близким к Полежаеву. Сейчас это Вам не мешает в работе?
- Взаимодействие с Леонидом Полежаевым как губернатором было всегда полезно. Сегодня я работаю с новым губернатором, Виктором Назаровым. А оценивать то, что было сделано раньше, я не спешу. Об этом можно будет судить года через три. Но скажу, что, будучи депутатами Заксобрания (и Назаров, и Зуга были депутатами в период правления Полежаева. - Ред.), мы можем разделять и успехи, и неудачи региона вместе с губернатором.
Открытый кризис
- Виктор Назаров открыто говорит о дефиците бюджета. Раньше мы таких речей от глав региона не слышали…
- Это всё та позиция открытости, о которой я уже говорил. Но недостаток денег - это не упадок. Для меня как для делового человека недостаток денег - это задача, руководство к активности. Виктор Назаров обозначил свою задачу, и теперь её будет решать.
Я убеждён, что решить можно любую проблему. Правда, для этого есть различные пути, и вот наша задача - эти пути губернатору показывать.
Критика в СМИ, например, есть то самое альтернативное мнение, которое и помогает искать решение задачи. Так что и от работы журналистов, и от мнения жителей зависит многое.