Наверное, нет человека в России, который бы не видел первый отечественный фильм-катастрофу «Экипаж», снятый Александром Миттой. Ленту в своё время посмотрели более 70 млн человек.
Смерть всенародно любимого режиссёра 14 июля 2025 года стала печальной новостью, заставившей вспомнить его шедевры. Так и выяснилось, что у «Экипажа» и самолётов и их частей, попавших в кадр, сибирские корни.
Подробности – в материале корреспондента omsk.aif.ru.
Похожая история
При жизни Александр Митта часто рассказывал, что хвост самолёта для фильма «Экипаж» был специально привезён из Омска, и это была довольно масштабная операция для того времени. Хвост был заснят в сцене приземления – тот момент, когда часть авиалайнера отваливается на взлётно-посадочной полосе и несётся по ней с безумной скоростью и ужасающим звуком.
«Узнали, что в Омске на аэродроме сгорел самолёт. Позвали туда сотрудника нашего, он отпилил этот хвост и вёз его через всю Россию. В некоторых местах его приходилось снимать, потому что он не проходил под мостом, в туннелях. Это гигантская операция», — говорил режиссёр.
В связи с этими словами сразу вспоминается одна из самых крупных авиакатастроф, произошедшая в Омске. В аэропорту Омск-Центральный самолёт Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Краснодар - Омск – Новосибирск, при посадке столкнулся с тремя аэродромными машинами.
В этой огненной катастрофе погибли 178 человек. Четыре члена экипажа и один пассажир выжили.
Вот только эта авиакатастрофа произошла 11 октября 1984 года, а съёмки фильма шли за пять лет до этого. Значит, речь идёт о совершенно другом сгоревшем самолёте. Но в Омске до 1984 года не было огненных инцидентов с ТУ-154.

Хвост и всё остальное
Выяснилось, что хвост самолёта для съёмок фильма привезли из Новосибирска, а не из Омска. В масштабах страны два этих города находятся рядом, между ними около 650 км. Вполне вероятно, что путаница связана именно с этим. Тем более, что есть неопровержимые факты появления хвоста самолёта в «Экипаже».
18 февраля 1978 года самолёт Ту-154А авиакомпании «Аэрофлот», готовясь к очередному рейсу, загорелся на земле, даже не успев взлететь. Тогда никто не пострадал, кроме самого лайнера.
В тот день один из авиатехников готовил самолёт к полёту – прогревал салон и оставил без присмотра калорифер. В него попала ветошь и загорелась. В итоге у самолёта выгорела вся верхняя часть фюзеляжа и лайнер, выпущенный в 1974 году, пришлось списать. Техника осудили на три года. А год спустя о самолёте узнал режиссёр Митта; так хвост сгоревшего лайнера попал в «Экипаж».
Что же касается съёмок главного эпизода «Экипажа» – ликвидации аварии в воздухе, то её снимали в другом ТУ-154.
В 1976 году в салоне самолёта, летевшего из Киева в Москву, один из пассажиров разлил ртуть. Естественно, что лайнер пришлось списать. Вот его-то и использовали для съёмок второй части фильма.
«Потеря ориентации». Озвучены итоги расследования авиакатастрофы в Приморье
«Временами вижу землю». Как гроза стала причиной катастрофы омского рейса
Мгновенно разрушился. Что привело к крушению самолета в Омске 39 лет назад
«Все всё слышали». Пилот вертолёта назвал версии причин катастрофы в США
«Заклинило руль высоты». Что пилоты говорили диспетчеру перед ЧП в Актау