Аргументы и Факты
omsk.aif.ru
Омск
Аргументы и Факты
omsk.aif.ru
Омск
Примерное время чтения: 4 минуты
1107

«Временами вижу землю». Как гроза стала причиной катастрофы омского рейса

13 мая 1949 года потерпел крушение рейс, вылетевший из Омска в Новосибирск. Все 20 пассажиров и пять членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. О причинах авиакатастрофы в материале корреспондента сайта «АиФ в Омске».

«Вошёл в облачко»

Ил-12 был выпущен за два месяца до инцидента – в марте 1949 года, московским заводом «Знамя Труда» и имел 51 час наработки.

На самом деле маршрут выглядел так: борт выполнял рейс из Москвы в Красноярск с промежуточными остановками в Омске и Новосибирске.

До Омска борт долетел благополучно и вылетел в направлении Новосибирска в 12 часов 13 минут местного времени.

Прогноз погоды обещал облака и кратковременные дожди на первой части пути до соседнего сибирского города, а во второй - грозу.

Достоверно известно, что диспетчеров в Омске коллеги из Новосибирска неоднократно предупреждали о грозовой активности на подлёте к столице СФО (Сибирский Федеральный округ). В таких метеоусловиях полёт должен был быть запрещён. Но этого не случилось. А пилоты на борту Ил-12 и вовсе не знали о грозе.

В 13 часов 28 минут экипаж самолёта получил разрешение на вход в зону Новосибирского районного диспетчерского центра, хотя экипаж начал просить разрешение ещё с часу дня.

Гроза стала причиной возникновения радиопомех и экипаж судна не слышал диспетчера, как и в обратном порядке. Но это никого не обеспокоило. Ил-12 попросту кружил над Новосибирском в грозу.

Связь с аэропортом была установлена лишь спустя час после первой попытки. Диспетчер через пять минут после возобновления радиосвязи дал разрешение на снижение до 700 метров, но Ил-12 уже и так был в зоне аэропорта.

«Вошёл в облачко, временами вижу землю» ,- доложил капитан воздушного судна в 14 часов 7 минут. Эти слова станут последними, что будут получены от экипажа наземными службами аэропорта.

Видимость не превышала 100-200 метров

В тот майский день 76 лет назад в Новосибирске шёл не просто дождь, а град. Гроза была сильнейшей со шквалистым ветром. Видимость не превышала 100-200 метров.

Позже свидетели расскажут, что видели в небе самолёт в начале третьего часа дня, который влетал в большое облако в нескольких километрах от местного аэропорта.

Гроза.
Гроза. Фото: АиФ/ Виктор Крутов

В этом облаке ИЛ-12 летел около трёх минут, а вышел из него на расстоянии 70–100 метров от земли в крутом крене.

Самолет продолжал терять высоту и так и не долетев до аэропорта он врезался в четырехметровую земляную насыпь карьера, продолжая находится в правом крене. От удара судно разделило на множество частей, некоторые обломки загорелись.

Все находившиеся на борту 25 человек погибли – 20 пассажиров и пять членов экипажа.

Причины авиакатастрофы

Фактическая грозовая облачность  в тот день составляла 10 баллов, шёл ливневый дождь с крупным градом, дул сильный шквалистый ветер, видимость около 100 метров.

«Неожиданно попав в него (грозовое облако), самолёт подвергся мощным вертикальным и горизонтальным броскам. Вероятно, в это же время второй пилот и бортрадист потеряли сознание от поражения грозовым разрядом (подтверждается результатами вскрытия). Второй пилот при этом зажал штурвал, что затрудняло командиру экипажа управление самолетом. Капитан резким разворотом со снижением вправо вывел самолет из облака, попав при этом в полосу сильного ливня с крупным градом и шквалом, и начал снижение на юг, а затем на юго-восток до столкновения с землей», - описывает результаты расследования airdisaster.ru.

В выводах спецкомиссии сказано, что причиной инцидента было попадание борта в грозовое облако и поражение ударом молнии двух членов экипажа. При этом остальной экипаж был дезориентированным, вероятно запаниковал и не следил за показаниями приборов и высотой. Более того катастрофе предшествовали отсутствие предупреждений об ухудшающихся метеоусловиях и неожиданность попадания в грозовой фронт. При этом вход в неё с тыловой части мог создать впечатление безопасности.

Выявлены явные нарушения в управлении полётом и недостаточный контроль, включая прогноз погоды, то есть полное отсутствие координации между метеослужбами аэропортов Омска и Новосибирска.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах