Омск, 4 апреля - АиФ-Омск. Она пережила революцию, Великую Отечественную, распад СССР… Из своей длинной жизни больше всего баба Мотя запомнила, как работала в колхозе и на кирпичном заводе. Откуда силы только брались, как здоровья хватало?
«Робила и робила...»
- 12 лет было мне, когда первый раз послали сторожить коров, я их там сразу доила, да так дояркой и осталась. А потом 10 лет кирпичи била на заводе. В специальную форму набивала глину, трамбовала её. Всё вручную. За день набивала по 500 кирпичей, на следующий день их переворачивала, калила в печи. Из всей механизации - лошадь. Всю жизнь только робила и робила, - говорит баба Мотя.
В перерывах между тяжёлой работой Матрёна Никитична вышла замуж и родила трёх здоровых сыновей, которые и по сей день не забывают маму.
- Сейчас вот с сыном Анатолием и невесткой Зиной живу. Хорошо живу, только голова стала в последнее время кружиться, - сетует долгожительница.
Вынянчили маму
В 2005 году Матрёна Никитична упала на улице. Снимок показал перелом шейки бедра. Для старого человека такой диагноз звучит как приговор, редко кто поднимается с постели, но бабу Мотю дети и внуки «вынянчили». Через полгода после перелома она стала подниматься. Как когда-то в детстве учила она сына ходить, теперь он её водил под руки. Шаг, другой…
- Нам врачи тогда сказали, мол, готовьтесь… Возраст такой. Что поделаешь? - вспоминает Анатолий Горчаков. - Мама у нас хоть с виду и махонькая - 156 сантиметров росту, но сильная. Дочки мои помогали. Прибегали, как только свободная минута находилась. Вместе купали маму, обтирали, переворачивали. Когда говорим, что после такой болячки мама сама в её возрасте ходит - не верят!
Сейчас баба Мотя редко выходит на улицу, боится упасть. В основном на балкончике воздухом дышит. Есть у неё две подруги-соседки, обе моложе её лет на 20, но сейчас им эта разница в возрасте не кажется такой большой, как в молодости. Тем для разговоров хватает.
Грамоте учили дети
В пригороде Омска Матрёна Никитична живёт 15 лет, до последнего не хотела она уезжать из деревни.
- Поначалу маму забирали к себе только на зиму, летом вместе с внуками она возвращалась в любимую Крутинку, - рассказывает Анатолий Фёдорович. - Очень тосковала по земле. Да и сейчас до сих пор вспоминает свой деревенский домик. Другие бы сказали, что хорошего там было? Труд адский! Доярки ведь как работали? Коров отдоят, и вперёд: литовку в руки - сено косить, потом грести, снопы вязать, везти на молотилку… Да ещё нас одна воспитывала, но смогла всех на ноги поставить. Хоть сама ни одного класса не окончила, а мы все образование получили. Я речное училище окончил, брат техникум железнодорожный. И маму я сам научил читать, по слогам. В последние годы зрение уже не то, поэтому читаю ей вслух. А вообще порода у нас крепкая, отец мамы до 99 лет дожил, тетка её тоже 102 года прожила.
На вопрос, много ли пьёт лекарств баба Мотя, она утвердительно кивает.
- Ни дня не могу, чтобы таблетку цитрамона не выпить, - поясняет Горчакова. - Одна таблетка в день - это обязательно.
- В 100 лет одна таблетка?
- Ну, если только врач иногда что назначит. Да и так много, куда ещё? - простодушно замечает баба Мотя.
Да, видимо, когда так любят дети, внуки, правнуки, никакие лекарства и не нужны! Жаль только, что учёные не изобрели таблетку любви. Этот препарат был бы многим показан.