В постинсультном состоянии практически у 100% больных наблюдаются речевые расстройства. О том, как преодолеть «языковой» барьер, знает Елена Ивлева, врач-логопед высшей категории, работающий исключительно со взрослыми пациентами.
Начать сначала
- Занятия обычно начинаются после прохождения острого периода заболевания. Первые уроки длятся 15-20 минут, 2-3 раза в день. Затем продолжительность занятий увеличивается до получаса. На амбулаторном этапе реабилитации пациент может выдержать и часовые занятия, которые проводятся несколько раз в неделю. Начинать приходится с азов: букв, слогов, слов.
Повесьте карту
- Если по тем или иным причинам у больного нет возможности заниматься с логопедом, близкие могут помочь ему сами. Проговаривайте календарные даты, пересказывайте алфавит, называйте в разном порядке цифры, даты рождения детей и внуков. Кроме того, можно повесить на видное место географическую карту и просить больного отмечать на ней маркером города на «С», на «М» и так далее. Через какое-то время попросите человека припомнить и перечислить, какие города он отметил. Даже простое составление списка для похода в магазин - это уже занятие. Вносите в свой список наименования с наибольшим набором сложных звуков: «морковь», «картофель», «щётка», «порошок».
Кстати, помимо логопедических занятий и обучения письму, пациент должен обязательно слушать радио и иметь возможность смотреть телевизор. После просмотра той или иной передачи спрашивайте у него, что он видел на экране, о чём шёл рассказ и так далее. Кажется, это очень просто, но на самом деле то, что даётся семилетнему ребёнку легко, для взрослого человека, перенёсшего инсульт, - целый подвиг. И очень часто близкие люди, жалея больного, видя, как ему тяжело, совершают большую ошибку - отказываются от занятий, от лечебной физкультуры, перестают следить за диетой пациента. Если человек, который перенёс инсульт, вам дорог, никогда так не поступайте. «Выбираться» из последствий инсульта нужно обязательно, главное - делать это постепенно и методично.