Генерал-губернаторский дворец представляет выставочный проект к 200-летию региона, заданный образом всадника на первом областном гербе.
Идею выдвинул омский художник Сергей Баранов, воплотили - министерство культуры области и музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. Экспозиции проекта с яркими названиями «В красном поле на белом коне» и «Всадники земли и неба» оказались познавательными и увлекательными.
«Неправильный» герб
У образованной в 1822 году Омской области свой герб появился спустя три года - в 1825-м. Утверждён был лично императором Александром I. В центре герба - конный всадник-степняк, хозяин лесостепной полосы, ставший в новообразованной области подданным российского императора. В официальном описании герба значится: «В щите, имеющем красное поле, изображён всадник в азиатской одежде на белом коне, скачущий в левую сторону и имеющий в руках лук, протянутый за стрелою, а за спиною колчан со стрелами».
По мнению председателя Омского отделения Сибирской геральдической коллегии Евгения Груздова, курирующего научный блок выставки, разница серьёзная - правильной для геральдики является правая сторона. Но, известно, правил без исключений не бывает. У тех же рыцарей прошлого, оказывается, всадники на щитах тоже были повёрнуты влево, чтобы на размещённом на левом боку щите изображение не казалось убегающим от противника. И на омского всадника, надо полагать, повлияло зрительское восприятие. С учётом сторон света с позиции зрителя движение всадника будет на восток.
То есть символическое отражение движения империи на Восток, в Среднюю Азию. Значимый момент истории края и страны.
В окружении живописи и скульптур
Образ всадника присутствует, наверное, в культурах всех народов и во все времена. Воины, несущиеся навстречу славе или смерти. Небесные покровители, скачущие в вышине. Аристократы, едущие на охоту. Пастухи, стерегущие стадо…
И закономерным кажется слияние геральдической экспозиции с художественной, где представлены произведения из коллекций музея им. М. А. Врубеля, городского музея «Искусство Омска», а также из частных собраний и мастерских художников. В окружении полотен и скульптур от мастеров древности и наших дней забываешь о времени.
Впечатляют икона Архистратига Михаила (одного из небесных покровителей русских конников) и деревянная скульптура китайского мудреца Чжан Голао XIX века, алюминиевые всадники на ипподроме 60-х годов, современные виртуозы-мотоциклисты из неопознанного беглым взглядом материала (тоже на коне, только железном). Из живописных работ хотелось бы отметить такие картины, как «Окрестности Рима» Ф. П. Реймана (XIX век), «Братья» А. С. Седова (1968 год), «Персей и Андромеда» Н. А. Мамонтова (1930-е годы), «На белом коне» Л. А. Обаляевой (1994 год). А со «Степью» Э. А. Макко (1917 год) возникают просто космические связи: как будто ты тоже несёшься по бескрайним просторам!
Необыкновенный восторг вызывает триптих «Игры Великой степи». Колоритные азиатские фигуры, причудливые скакуны, воздушные городские пейзажи - в композиции сочетается несовместимое, пересекаются времена и пространства. Это творение Вячеслава Люйко - одного из ведущих мастеров современного Казахстана, территории которого когда-то входили в состав Омской области и Степного края. Картины были созданы специально для этой выставки, что знаменует международный уровень выставочного проекта.
Белый в розовый горошек
«Там тема всадника, а здесь тема коня», - прозвучало мимоходом от посетителя выставки в геральдическом зале.
Оглянувшись, понимаешь - это правда. Научные стенды о геральдических знаках окружены экспонатами вариаций герба Омской области образца 1825 года, на которых белый конь выделяется более всадника.
По геральдическим правилам в описании герба есть несколько точных элементов, а всё остальное целиком предоставлено фантазии художника. Лицо и фигура всадника, одежда (с условием, что она должна быть азиатской), положение рук, порода лошади, положение её ног и головы, форма лука, количество стрел в колчане, качество цвета поля (в геральдике не красного, а червлёного), масти коня (в геральдике не белого, а серебряного) и другие элементы - всё это поле для творчества. И любая из фантазий, сохраняющая канонические элементы, может считаться полноправным гербом.
Неожиданные, подчас фантастические интерпретации исторического омского герба представили преподаватели и студенты омской школы дизайна костюма и художник Владимир Чупилко.
Белоснежный конь на ковровой вышивке, бумажный конь из документов (по типу папье-маше), выдавливание конного силуэта, конь из паутины ниток, мозаичный силуэт (техника продёргивания), всевозможные тканевые аппликации и вдруг… белый конь в розовый горошек. Наивный и трогательный герб: конь как игрушка-погремушка.
«Надо же, мягкая картина! Как детское панно», - сказал кто-то из посетителей.
«Символ Омска как города детства. Люди вырастают, обживают новые места. А родной город остаётся рядом - в мягких игрушках, тёплый, домашний», - заключила куратор выставки Юлия Герасимова.