В городском музее «Искусство Омска» к 200-летию Омской области открылась выставка легендарного фотохудожника Владимира Кудринского. Экспозиция под названием «Сибирский ракурс» включает в себя 100 ярких кадров о жизни и людях Омской области за полвека - с 1970-х годов.
Владимир Кудринский занимается фотографией с 1969 года. Ставшие изюминкой панорамные композиции и только ему доступные ракурсы высотной съёмки позволяют увидеть красоту местного ландшафта и заново открыть Омскую область в её богатом культурном многообразии. Читайте об этом подробнее в материале «АиФ в Омске».
Поющий фотограф
Юлия Истомина, «АиФ в Омске»: Владимир Фёдорович, расскажите, как вы пришли в мир фотографии?
Владимир Кудринский: Когда я вернулся из армии в 1969 году, начал петь в эстрадном коллективе. Меня попросили найти фотографа для съёмок нашего коллектива. Супруга моя работала в парикмахерской, и напротив как раз был фотосалон. Я познакомился, пригласил человека, он всё снял и, как обычно, тянул с фотографиями. Спустя неделю я пришёл поторопить, и он позвал меня в лабораторию.
Сам я из деревни и никогда раньше не видел весь этот фотографический мир, как на белом листочке рождается изображение. Меня это заворожило, и я начал часто ходить к этому фотографу. Спустя какое-то время мой наставник пригласил меня на трёхмесячные курсы по фотографии при службе быта. А по окончании их я получил заветное удостоверение и стал практиковать.
- Какой была ваша первая техника? На что снимали?
- Сначала я фотографировал на деревянный фотоаппарат без автоматического затвора, с объектива которого приходилось вручную снимать крышку, потом у меня появился фотоаппарат «Зенит» - узкоплёночный. Посмотрел - качество съёмки на «Зените» не то…
Когда я поехал к родственникам на Украину, встретился с одним фотографом. У меня на шее «Зенит» висит, и он мне говорит: «Вот бы мне «Зенит», а я в ответ: «Вот бы мне широкоформатную камеру». Так мы и обменялись, а у меня появилась среднеформатная немецкая камера.
- Но при этом вы по-прежнему пели? Параллельно со съёмками?
- Да, я попал в профессиональный музыкальный коллектив ВИАС-70 - вокально-инструментальный ансамбль строителей. Лещенко подпевали три или четыре девочки, а мне - шесть. Когда мы ездили по области с концертами, всегда брал с собой камеру. Отпел -и пошёл по деревне делать зарисовки. Так у меня помаленьку фотоархив образовался.
В постоянном поиске
- За 50 лет у вас накопились тысячи фотографий. Какие больше всего запомнились?
- Однажды с коллегой мы решили пройтись по Омской области. В одной деревне я ещё и спел, стал для местных чуть ли не родным, нас оставили ночевать. На следующее утро рано проснулся, чтобы пофотографировать, пошёл к лесу, а там на опушке цыганский табор. Я поснимал одну девочку с жеребёнком. Эта работа прошла у меня на ура на выставке в Омске, потом её отправили в Германию. В Румынии фотография попала в настенный календарь.
Ещё один из первых моих кадров как раз представлен на фотовыставке «Сибирский ракурс»: мужчина с внуком.
- Вы всегда фотографируете только на фотоаппарат? Как относитесь к тому, что в современном мире многие делают снимки на телефоны?
- Понимаете, у меня сегодня маленькая фотография, а завтра метровая или даже большего размера. А с помощью телефона такое сложно провернуть. Качество будет хромать…
- Как не терять запал в профессии и постоянно находить новое вдохновение?
- Я полностью отдаюсь фотографии. В этом году мне будет 75 лет, но я постоянно нахожусь в поиске. Считаю - если ты родился с кисточкой, значит, это на всю жизнь. Я загораюсь тем, что делаю. Недавно в Таре снимал мотокросс, очень понравилось. Но мне хорошо, меня все знают: я выхожу снимать туда, где никого не пускают. Иной раз фотографы бегают по земле, а я уже на 50-метровой вышке. Очень люблю снимать с верхней точки.
Но перед тем как начать работу, я обязательно просматриваю, где и как пройдёт мероприятие, чтобы понять, где будет хороший ракурс, и отметить детали, которые могут испортить фото.
- Есть ли у вас табу на сюжеты?
- Я считаю, что фотограф всё должен снимать. Когда у моего друга умерла жена, я ему предложил сделать фотографии, но он отказался. А я всё равно это сделал, он даже не заметил. А потом проходит время, он говорит: «Ну почему я тебе тогда не разрешил».
Конечно, не надо фотографировать на глазах. Даже если снимаю репортаж, делаю всё так, чтобы никому не мешать. У меня сейчас беззеркальная камера: она вообще неслышно работает.
- Правда ли, что ваша супруга тоже связана с фотографией? Я читала, что она внучка владелицы первого в Омске фотосалона.
- Дедушка жены, князь Жданов, был дворянином - родился в Тифлисе. Он провинился, и его выслали в Омск. Его жена открыла здесь два фотосалона и сама стала фотографировать. После отъезда в Харбин Жданова начала там издавать открытки с Омском. У моей жены сохранились старые фотографии. Я даже делал зарисовки омских фотографов. И экспозиция начиналась именно со Ждановых.
По сути, я занимаюсь историей фотографов, их творчество показываю, хотя меня никто к этому не подталкивает. Многие же уходят из жизни, а я их знал… Одно время мы бились, чтобы открыть в Омске Дом фотографии, но как-то не получилось.
Тянет на родину
- Вы не раз уезжали из Омска, но снова сюда возвращались. Почему так происходило?
- Когда я окончил технологический техникум, меня пригласили в Братск. Там я немного погодя открыл выставку, сделал концерт. На меня сначала, конечно, косо смотрели фотографы - какой-то выскочка приехал. Но в конце концов я с ними подружился. После Братска меня пригласили в Москву. Я получил шикарную квартиру в 300 км от Москвы, организовал фотостудию, пригласил своих друзей. У меня всё было, но меня тянуло в Омск. Мне из многих городов предлагали перебраться к ним. Но каждый раз я понимал, что не могу без Омска.
- Вы были во всех районах Омской области; какие места у вас самые любимые?
- Фотогеничные у нас Муромцевский и Тарский районы. В Крутинском интересные озёра: я на вертолёте облетел всю Крутинку. В Тевризском районе - деревня Екатериновка и расположенная там церковь. Я показал её другу, сказал: «Посмотри, обшарпанная вся», он послал туда бригаду, которая всё восстановила и покрасила.
Так что если хочешь найти красоту - в каждом районе можешь это сделать.
- Изменились ли люди за эти 50 лет, что вы фотографируете?
- Раньше, мне кажется, люди были более доброжелательные. Вот я помню, работал над одним из альбомов и отправился фотографировать деревянную церковь в Вятку. На ракете доехал до Аксёнова, потом шёл километров восемь до Вятки. А деревня разрушенная - в трёх или четырёх домах всего жили люди.
И вот надвигается гроза... Я постучался в один дом - не пустили, в другой - тоже не пустили. Сел возле третьего дома на лавочку, сижу - вот-вот ливень будет... Один мужчина пустил меня к себе, дал хлеба, молока, я поел и уснул. А утром встаю: туман, он гонит скотину. Получился запоминающийся снимок.
Наша профессия хороша в том плане, что мы как бы ведём летопись. Людей уже нет, а память о них хранится.
- Какие советы вы бы дали начинающим фотографам?
- Совет такой: надо показывать свои зарисовки, общаться с профессионалами, тогда будет толк. Но когда с ними разговариваешь, они говорят: «Да зачем нам это». В интернете сейчас много профессиональных сайтов, где могут дать советы и критику по работам.
- А к кому вы себя больше относите: к фотографам или к певцам?
- Больше я сейчас, конечно, фотограф… Голос-то он не вечный, а фотография вечна. Но одно другому не мешает, я помню, что многие журналисты раньше писали, что у Кудринского фотография как песня.