Омская группа последнюю свою победу завоевала в Польше, но до этого музыканты успели покорить жюри ещё шести стран, в числе которых Франция, США, Испания, Швейцария, Австрия и Россия. Впереди у музыкантов Англия, Германия, Румыния; если покорятся и эти вершины, у исполнителей инструментальной музыки есть все шансы попасть в Книгу рекордов Гиннесса. «АиФ в Омске» поговорил с солистом группы Евгением Русиновым и выяснил, что музыкант думает о современной музыке и каковы его творческие планы.
Уроки игры
Наталья Корнеева, «АиФ в Омске»: Евгений, когда вы увлеклись гитарой, кто были ваши педагоги и помните ли первый инструмент?
Евгений Русинов: Было мне восемь лет, в нашу школу пришла концертная бригада из «музыкалки», и из всех инструментов мне понравилась именно гитара. Я сказал об этом родителям, меня записали в музыкальную школу № 14 к преподавателю Владимиру Филимонову. Первую гитару купили мне в магазине на ул. Серова, инструмент этот хранится у меня до сих пор. В Шебалинке учился у Константина Белякова - это признанный виртуоз гитары. Недавно был в Москве на семинаре, там Евгения Финкельштейна, а это музыкант с именем, ученик легендарного педагога Фраучи, спросили, кого он считает лучшим гитаристом, и он назвал именно Белякова из Омска. Это было приятно. В вузе учился у Виктора Мельниченко. Потом была ассистентура в Челябинской академии искусств у Виктора Козлова.
- Восемь лет - это оптимальный возраст для гитары? На первых этапах игры на гитаре сложно же ориентироваться в инструменте?
- Это нормальный возраст, чтобы начать занятия. Сейчас даже проще - появились гитары типа ½, или «половинка», она подходит даже для детей дошкольного возраста, где гриф маленький и струны мягче. В моё время, советское, было сложнее. Учились сразу на больших инструментах.
- Классическая гитара - это шестиструнка?
- В школах искусств занятия ведутся на шестиструнных гитарах. Она отвоевала своё право благодаря репертуару. На ней можно сыграть всё, от классики до современной музыки. Семиструнная гитара появилась в России, у неё был изобретён такой интересный торцовый строй, на котором хорошо звучал городской романс, русская народная песня, цыганские мелодии. Игру на семиструнке сейчас профессионально мало кто преподаёт. Знаю точно, что в Москве и Питере, есть кружки по городам, а вот в Омске точно нет. У классической квартовый строй, как на скрипке.
Соло для гитары
- Свой первый концерт помните, волновались тогда? Сложнее выступать соло или с кем-то ещё?
- Первый концерт был в школе, волнений не было. Переживать начинаешь с возрастом, когда осознаёшь ответственность за звучание инструмента, за свою исполнительскую технику. А насчёт соло или дуэта скажу так: 50х50. Соло ты должен отвечать за все компоненты музыки; я думаю, одному играть страшновато. Хотя я играл один и в Шебалинке, и в консерватории, и года два-три после. Потом захотелось чего-то нового, мы создали дуэт «Виртуозы гитары» с другом Андреем Киселёвым, а уже позже организовали квинтет, или это квартет и солист. Я - гитара, мой ученик, выпускник этой школы Дмитрий Волков - тоже, за клавишные отвечает Дмитрий Коваленко, на ударных и перкуссии Максим Кондратьев, бас-гитарист Борис Борисов. Так появилась «Гитара-Микс».
- Присутствует ли гитара в симфоническом оркестре и много ли для неё написано партий?
- В оркестрах редко, бывают вкрапления. Особенно это касается современной музыки. Бывают концерты для гитары с оркестром, вот это очень часто. Такой концерт играется с подзвучкой, потому что когда у тебя за спиной целый симфонический оркестр, звучать соло сложно.
- Отличается ли игра на акустической от электрогитары?
- Это два абсолютно разных инструмента. Родители часто не знают, покупают именно электрогитары. Им кажется, что она звучит громче, но это две разные школы. В Омске преподают игру на электрогитаре, но азы берутся на акустике. На электро соло сыграть сложнее.
- К каждому ли выступлению пишутся аранжировки?
- Конечно, чем мы и занимаемся сейчас. Всё время ищем новые краски в звучании. Сейчас вот при подготовке к концерту в филармонии идут репетиции. Играем испанский танец; решили, что вот здесь надо вставить бас-гитару соло и клавишные. До этого так не играли, попробовали - зазвучало иначе.
Мацуев не будет учить детей
- Концертирующий музыкант должен быть педагогом?
- Необязательно. Но если дано передать свой опыт, научить, конечно же, нужно это делать. У меня есть ученица Даша Сотник, она собирается поступать в вуз Москвы. Есть настолько концертирующие, что времени мало у них остаётся. Однажды Мацуев в интервью сказал: «Я знаю, как это сыграть, но как это объяснить ребёнку, я не знаю». Я удивился тогда, как это Мацуев - и не может? Не всякому дано стать педагогом.
- Сейчас дети приходят получить образование или стать звёздами?
- Гитара - инструмент самый массовый. Я был в Новосибирске, понимаю, для чего там учатся в музыкальных школах. Потому что там есть консерватории, туда приезжают звёзды. В Омске хотели открыть филиал Гнесинки, да не получилось. У нас спрашивают иногда, что на концерте петь будем, ассоциируя гитару с бардовской песней, но мы-то играем инструментальную музыку.
- Из чего делают современные гитары?
- Да из всего. Даже из берёзы. В «Ашане» недавно видел такую гитару. Звуки извлечь можно, но из берёзы не делают инструментов. Самая приемлемая порода - палисандровое дерево. Когда в Омск приезжал очень известный гитарист Ровшан Мамедкулиев, он показал гитару мастера Контрераса. Вот это было звучание! Далее по порядку - красное дерево, орех и клён. Самая хорошая гитара для учёбы - «Ямаха С40». Я её советую родителям покупать, иногда они приносят свои «Кремоны». И не покупайте стальных струн! Они должны быть нейлоновые.
- Есть ли российские мастера гитары?
- Конечно, есть. И очень хорошие. Мы сравнивали звучание гитары Контрераса и Ткача. У русского мастера оказался инструмент с хорошей тембристостью. Не такие громкие звуки, но за душу берут больше.
- А это важно, левша ты или правша?
- Я левша, но меня посадили как правшу. И я бываю на многих конкурсах, сам много работаю в жюри, мне, например, не встречались музыканты с леворукой посадкой. Ну а для Пола Маккартни, как самого известного гитариста-левши, инструменты делают индивидуально.
- Как вы выбирает музыкальные произведения для исполнения на концертах?
- Работаем по принципу, чтобы было всего поровну: популярное и классическое. Идём от слушателя. Исполняем много музыки из фильмов, это воспринимают очень хорошо.
- Какие у вас ближайшие планы?
- Постараться войти в Книгу рекордов Гиннесса в качестве исполнителей с большим количеством побед. Ближайший конкурс будет в Берлине, 17 февраля играем в Концертном зале Омска, летом гастроли в Парижской консерватории и запись диска в Нью-Йорке. Обещали позвать на фестиваль в Испанию.