Корреспондент «АиФ в Омске» встретился с дирижёром духового оркестра русской филармонии Олегом Романовым и задал вопросы о музыке, дефиле с сузафонами в Каннах и «Розовой пантере».
Игра на бис
Наталья Корнеева, «АиФ в Омске»: Олег Юрьевич, у вас в кабинете висит симпатичная игрушка – розовая пантера, и на «Симфопарке» в Омске духовой оркестр исполнял «Розовую пантеру» Генри Манчини. Это ваше любимое произведение?
Олег Романов: История с розовыми пантерами связана скорее со мной лично, а не с оркестром. Дело в том, что как-то мне предложили поиграть в концерте под Новый год что-нибудь развлекательное, весёлое, сказали, что называться концерт будет «Розовая пантера». Я знал мелодию, но не играл её. Нашёл ноты, посмотрел, показалось, что очень даже симпатичное произведение. Сыграл концерт. А у нас в филармонии проводятся специальные мониторинги, и люди стали писать, что хотят «Розовую пантеру». Через год выпустили «Розовую пантеру-2», как в кино, получился сериал. Потом должна была быть и третья часть, но не случилось. А эту игрушечную пантеру мне подарила средняя дочь. Теперь это мой своеобразный талисман.
- Часто ли «бисуют» духовому оркестру?
- Самая аншлаговая программа, на которую были выкуплены все билеты, повторялась три раза. Впервые за всю историю оркестра. Это был 2015 год. Программа была посвящена 120-летию Леонида Утёсова. Вторая такая программа была выпущена совместно с мастером художественного слова Ольгой Саяпиной (ученицей Аллы Ениной). На концертах часто вызывают на бис, наша публика знает, что у нас всегда к финалу что-то припасено. Создавать атмосферу праздника, дарить хорошее настроение, яркие звуковые краски – вот творческое кредо духового оркестра филармонии.
- Сколько времени может продержаться на сцене артист духового оркестра?
- Это строго индивидуально. Есть два момента: природные данные, в основном это связано с аппаратом, амбушюром (способ сложения губ музыканта при игре на некоторых духовых инструментах. - Ред.) У кого-то он крепче, у кого-то быстрее устаёт. Второе, есть разные исполнительские школы, в некоторых специально обращают внимание на выносливость музыканта, его тренированность. Яркий пример - Иван Устюжанин и Анатолий Кантаев, легенды оркестра. К сожалению, уже ушедшие из жизни. Никто не мерил, сколько они могут играть без перерыва, не вынимая инструменты изо рта. Это были фантастические люди. Они с 12 лет были в армии. Когда по понедельникам происходит развод гарнизона и торжественный марш, играть следовало всё время, пока идут военнослужащие. Естественно, тренируешься.
Человек прикоснувшийся к музыке, становится другим.
В России труб нет
- Почему сейчас такой небольшой набор в музыкальных школах на класс духовых инструментов?
Очень большая проблема с зарплатами педагогов в музыкальных школах. Ну придёт парень из консерватории на оклад 4 тысячи, а ему семью кормить. Он не останется в школе, уйдёт.
- 25 лет исполняется оркестру, и пять лет назад вы стали его руководителем. Многое изменилось?
- Состав обновился, и я считаю, что основную задачу, которую ставили передо мной, я выполнил. А именно: создан настоящий духовой филармонический оркестр. 80% коллектива – артисты симфонического оркестра, «белая кость».
Основатель и первый художественный руководитель и дирижер Духового оркестра – Михаил Тарасенко – выпускник военно-дирижёрского факультета Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Под его управлением – в 1991 – 2000 годы – репертуар коллектива изобиловал военными маршами и классическими увертюрами. Затем – с 2000 по 2002 год – оркестр возглавлял Борис Чернядьев и внёс в его программы много эстрадной и джазовой музыки. Под управлением Сергея Арбузова – с 2002 по 2012 год – коллектив обогатился множеством красочных аранжировок танцевальных мелодий. Я, как его ученик, ставлю перед коллективом новые творческие задачи: мы выступаем в жанре дефиле, исполняем музыку современных зарубежных композиторов. Что касается инструментов, то для выступления в Каннах и для дефиле нам пополнили арсенал музыкальных инструментов, приобрели для коллектива два сузафона и маршевые ударные для игры в движении.
- Такие инструменты отличаются от концертных?
- Конечно, есть маршевые инструменты, по своему звучанию предназначенные для исполнения на открытом воздухе. Что касается сузафонов, то для дефиле раструб инструмента направлен на слушателя. Жил такой американец по фамилии Суза, в его бытность были геликоны. Это басовый большой инструмент, надевался на музыканта, но раструб смотрел в небо. Их называли «собирателями дождя». Суза модернизировал геликон. Это чисто акустические особенности звука: чтобы он был слышен, он должен быть направлен на слушателя. По-другому выглядят концертные и маршевые валторны. Самый большой барабан идёт в конце, в этом тоже особенность звука. Он падает сверху, и, если будет идти впереди, его не услышат остальные музыканта.
- Будучи наследником традиций военного оркестра, коллектив никогда не замыкался на исполнении торжественных маршей. В его репертуаре всегда любимые и известные мелодии джаза, блюза, кино и эстрады, популярная классика. В юбилейный концерт мы постарались вместить всё самое любимое, чтобы угодить каждому из слушателей и при этом выстроить общую концепцию концерта. Также публику порадуем новым дефиле в постановке московского дирижёра – начальника военно-дирижёрской кафедры Военного института при Военном университете Министерства обороны РФ Игоря Цупикова.
Когда мы собирались во Францию, я схватился за голову. Чем их там удивить, Европа – колыбель духовой музыки, цитадель, у них это национальный вид спорта. Удивлять – так народным. Попурри из этой программы вошло в юбилейный концерт.
Послеполуденное рандеву
- Самый известный фестиваль духовых оркестров – это «Спасская башня». Вы смотрите?
- В Интернете смотрю, а телевизор не включаю с 1990 года. Последний выкинул в окно. Вообще не читаю газет, не слушаю радио, телевизор категорически не приемлю. Много стали показывать такого, что я считаю недопустимыми.
На фестивале «Спасская башня» выступают чисто военные оркестры. Кстати, в Европе да и в США это разные касты: есть музыканты симфонического оркестра, есть военного, вот для таких дефиле. В России мы универсальны. Наш коллектив – желанный гость на любом праздничном мероприятии. В 2013 году мы покорили Канны, выступив на XVI Фестивале российского искусства (Франция). В 2015-м приняли участие в VI Международном фестивале оркестров духовых инструментов «Астана Самалы» (Республика Казахстан). В 2016-м играли на Фестивале духовых оркестров «Фанфары над Иртышом» в Омске, в честь 300-летия города. В 2017-м представляли нашу страну на Национальном дне России в рамках Международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017» в Астане.
- У оркестра есть программа для танцующих омичей. Играете её?
- Да, она называется «Послеполуденное рандеву с духовым оркестром». Что такое рандеву? Это встреча. Не танцевальный вечер, а встреча с музыкой, а может, под музыку. Люди приходят танцевать, посидеть, послушать музыку. Живое звучание очень отличается от записи.
- А есть ли музыкальное произведение, соло, для духового оркестра?
- Сколько угодно. Самое сложное произведение для саксофона написал Сергей Рахманинов - это соло в его симфонических танцах. Он написал это в эмиграции, саксофон играет протяжную русскую мелодию. В чём сложность русской музыки – бесконечные просторы порождают бесконечно долгие протяжные мелодии.
- Сложно ли играть с чужим оркестром?
- Расскажу анекдот. Идут два музыканта, один другому говорит: «Что будем играть с новым дирижёром?». Второй отвечает: «Не знаю, что он, но мы-то точно Пятую симфонию Бетховена».
Есть реальная история. Как-то в одном из столичных театров в финале погас свет, но оркестр доиграл мелодию до конца, хотя и не видел дирижёра. Этот дирижёр сказал: «Я понял, в чём функция дирижёра. Выучить программу так, чтобы она пошла без него. Вышел, взмахнул палочкой и ушёл».
- Что планируете нового в сезоне?
- У нас впереди один концерт, на котором мы будем делать то, чего никогда не делали в симфоническом оркестре. Концерт будет 1 апреля совместно с театром «Третий круг» Флоры Бабаджанян. Будем держать интригу до конца.
Хочется также отметить, что в новом сезоне у нас появился новый, очень интересный абонемент для детей. Дети – самые благодарные слушатели. Будем исполнять детские песни из мультфильмов и кино. Ближайшие концерты: 3 декабря – «Мультконцерт» с показом детских мультфильмов на большом экране, 11 февраля – «Там, на неведомых дорожках…» и 15 апреля – «По следам бременских музыкантов». Приглашаем детей и их родителей!