На сцене омского музыкального театра состоялась премьера оперы Чайковского «Евгений Онегин».
Не будет преувеличением сказать, что эту постановку давно ждали и артисты, и зрители. Омский музыкальный радует разнообразием жанров, но людям хотелось старой доброй классики, а именно - оперы.
«Бытует мнение, что опера - это сложно, - сказала директор музыкального театра Нелли Бут. - Не побывав на опере, оценить её невозможно. Как можно полюбить то, чего не знаешь? Несмотря ни на что этот жанр не утратил популярности, он по-прежнему современен и востребован, а опера «Евгений Онегин», которую мы готовим, должна быть понятна всем».
Два гения
Опера «Евгений Онегин» - классика, которая и сейчас актуальна. По мнению главного режиссёра музыкального театра Александра Лебедева, поэзия Пушкина сопровождает нас всю жизнь.
«Евгений Онегин» - великий роман, который, с одной стороны, вскрывает российские проблемы, с другой - воспевает человеческие достоинства, ради которых люди отдают жизнь, - поделился режиссёр. - Существует некая временная дистанция, отделяющая нас от жизни героев пушкинского романа и самой оперы. Это заставляет сомневаться в том, насколько «Евгений Онегин» нужен современному человеку, но сомнения отпадают, когда понимаешь, что персонажи оперы сталкиваются с теми же проблемами, что и современные люди в реальной жизни. Такие понятия, как любовь, честь, защита собственного достоинства, существуют веками, и их никто не отменял. Если они не находятся на поверхности какой-то культурной «пенки», то в глубине души народ от этих понятий не отказался».
Музыку к «Евгению Онегину» написал Пётр Чайковский, человек другого поколения, для которого Пушкин - символ ушедшего золотого века русской поэзии. Композитор сумел воспеть в опере ценности канувших в Лету пушкинских времён. Он любуется персонажами того времени, а мы вместе с ним.
«Я не первый раз ставлю «Евгения Онегина», люблю эту оперу, - рассказал Александр Лебедев. - На мой взгляд, она тонко выписана психологически: композитор хорошо понимал, что персонаж не просто проживает жизнь, в партитуре учтены все нюансы поведения и действий героев».
Молодёжи о молодых
Несмотря на лёгкий пушкинский слог и гениальную музыку Чайковского, опера «Евгений Онегин» требует от постановщиков серьёзного и деликатного отношения.
«Опера - это прежде всего музыка, которая написана для театра. Да и Чайковский внятно написал, что думает, чувствует каждый из его персонажей, - подчеркнул Лебедев. - Задача режиссёра это расшифровать и воплотить».
По словам режиссёра, средства композитора разнообразны: Чайковский с помощью музыкальных интонаций создаёт движение души, какое-то действие, походку, настроение и пр. К примеру, у Ольги подробно выписана внешняя пластика, а Татьяна почти не проявляет себя, но её внутренний мир описан детально.
Дирижёр Михаил Сербиненко видит сложность оперы «Евгений Онегин» в том, что симфоническая музыка совмещена с пением. Идёт равноправное действо оркестра и солистов. Ансамблевый характер оперы, взаимодействие оркестра и певцов подразумевает высокий уровень подготовки всех исполнителей.
Именно поэтому в опере существует возрастной дисбаланс между персонажами и актёрами. Герои романа молоды - Онегину 23 года, а Ленскому всего 18, «старому» генералу Гремину, за которого вышла замуж Татьяна, нет и 40. Но артисты, исполняющие партии, старше своих персонажей. Причина в голосах, которые «созревают» только после 25 лет. Это объективная данность, с которой композитору пришлось считаться.
Тем не менее спектакль Омского музыкального театра молод по составу, хотя директор не сказала, кто будет играть, чтобы сохранить интригу. Но мы приоткроем завесу тайны: партию матери Татьяны и Ольги Лариных исполнит заслуженная артистка России Ирина Трусова.
Опера «Евгений Онегин» - достойный финал Года театра в Омске, официальное закрытие которого произойдёт 15 декабря. На церемонию приглашён исполнитель Аскар Абдразаков, он выступит в роли князя Гремина.
(12+)