Примерное время чтения: 9 минут
505

Александр Лебедев: Зрители хотят видеть на сцене то, что не могут выполнить

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ в Омске №31 31/07/2019
Мюзикл «Дубровский» на сцене Омского музыкального театра.
Мюзикл «Дубровский» на сцене Омского музыкального театра. Омский государственный музыкальный театр

С Омском петербуржца Александра Лебедева связывают долгие и тёплые отношения. Покинув наш город в юности, он вернулся в него мастером, стал главным режиссёром омского музыкального театра.

Александр Лебедев рассказал корреспонденту «АиФ в Омске», сложно ли режиссёру сделать себе имя, что такое радиобалет и какие оперетты предпочитает российский зритель.

Путь в режиссёры

Светлана Казанцева, «АиФ в Омске»: Александр Юрьевич, ваша жизнь тесно связана с двумя городами - Санкт-Петербургом и Омском. В Питере вы родились, но детство и юность прошли в Омске. Окончили омскую Шебалинку, а консерваторское образование получили в Санкт-Петербурге. Много работали в других городах, а сейчас - главный режиссёр Омского государственного музыкального театра. Чем для вас является Омск?

Александр Лебедев: Омск - это город, в котором мне многое знакомо и близко. Здесь прошли мои детство и юность, здесь живут люди, с которыми я много лет поддерживаю отношения. Некоторые артисты труппы музыкального театра меня помнят ещё ребёнком, так как моя мама работала в старом театре музкомедии. В своё время я отсюда уехал учиться, чтобы расти дальше, а сейчас вернулся, чтобы поделиться накопленными знаниями и опытом.

- Что повлияло на решение стать музыкальным режиссёром?

- Я мечтал стать музыкантом, но не получилось, а работать по распределению учителем в сельской музыкальной школе не захотел. Как оказалось, в консерватории им. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге есть факультет музыкальной режиссуры. Я тогда уже понимал, что такое театр, так что мой выбор был очевиден.

- Ваш первый опыт постановки музыкального спектакля - это «Прекрасная Елена» Жака Оффенбаха в народном театре оперетты с непрофессиональными артистами. Как это было?

- Чтобы получить диплом музыкального режиссёра, нужно было поработать ассистентом у мастера, проявить себя с наи­лучшей стороны, после этого договориться с каким-либо театром, чтобы там позволили поставить спектакль. Но я в то время помимо учёбы служил актёром в драматическом театре, преподавал актёрское мастерство в музыкальном училище - мне некогда было ездить по городам в поисках постановочной площадки. И тут меня пригласили в народный театр военно-морского училища им. Фрунзе на вакантную должность режиссёра. Я поставил там оперетту «Прекрасная Елена». Партию Елены исполнила Анна Нетребко, в то время студентка музыкального училища. Курсанты-моряки прекрасно сыграли, спектакль был хорошо принят, но это всё же была самодеятельность.

Своим первым опытом на профессиональной сцене считаю оперу «Травиата» в Чувашском театре оперы и балета (Чебоксары). Это было в 1994 году. Приехал в Чебоксары и сразу заболел, а время-то идёт, репетиции срываются. Я был в панике, боялся не успеть, поэтому в первый день работы после болезни поставил всю первую картину и часть второй. В общем, спектакль был создан за 16 рабочих дней.

- Сложно сделать карьеру режиссёра?

- Сложно. Когда учишься и получаешь хорошие оценки, находишься в замкнутом мире, ограниченном вузовской кафедрой и студентами. На фоне однокурсников смотришься выигрышно, поэтому кажешься себе гениальным. Это очень обманчивое самоощущение, совершенно не соответствующее действительности - театров много, им нужны режиссёры, но им не нужен ты, если у тебя кроме амбиций ничего нет. Молодой режиссёр - тёмная лошадка, поручать ему новую постановку - это всегда риск больших финансовых потерь, так как производство спектакля - дело очень затратное. На самом деле в театре очень много режиссёрской работы, касающейся не только новых постановок, но и поддержания в форме старых. Режиссёр работает на своё имя годами.

- Протекция, полезные знакомства могут спасти ситуацию?

- Не стоит пользоваться блатными ходами, так как можно утратить веру в свою звезду и никогда профессионально не вырасти. Лучше идти вперёд самостоятельно, и твоя работа всё расскажет за тебя. Вместе с этим существуют судьбоносные встречи, но их нельзя назвать протекцией.

Главное - интерес

- Режиссёр должен иметь чутьё, станет ли спектакль кассовым?

- Театр - искусство сиюминутное, это сформулировал ещё Станиславский. Как бы мы ни восхищались постановками XIX века, не факт, что их будут смотреть в XXI. Спектакль должен выходить вовремя, тогда он будет успешным и принесёт хороший доход. Постановка может быть не оценена зрителем сегодня, а завтра смотреть её уже будет некому, спектакля не будет.


«Режиссёр - боец невидимого фронта, выходящий на сцену только на премьерах».


- Как угадать, что нужно зрителю?

- Ещё Аристотель в своей «Поэтике» сформулировал два основополагающих принципа театра - это пафос и катарсис. Когда режиссёр впервые знакомится с произведением, оно вызывает в душе какой-то отклик. Задача постановщика - сделать такой спектакль, чтобы он вызывал отклик у публики. Если это получается, постановка считается успешной. Зритель избалован видеохостингами и всевозможными шоу. Придя в театр, он хочет видеть то, что не может выполнить сам. Это потребительское отношение, но с ним нужно считаться.

- Какие постановки стали для вас самыми значимыми?

- Я бы не стал разделять спектакли по значимости, потому что каждая постановка меняет режиссёра, развивает его. Нарабатывается опыт, и однажды ты понимаешь, что стал совершать меньше глупостей, начал спокойнее реагировать на вещи, которые раньше вызывали бурные эмоции. Значимыми для меня стали оперы «Турандот» (Донецк) и «Богема» (Екатеринбург), мюзикл «Дубровский» (Омск), антиводевиль «Попрыгунья» (Ростов).

Мой любимый спектакль - «Пинежский Пушкин», поставленный 20 лет назад в петербургском театре «Ладонь». Жанр спектакля мы определили как этномюзикл. Текст взят из архангельских сказов Шергина. Три крестьянки-сказительницы на далёком севере из села Сура перепевают на свой лад биографию Александра Сергеевича. Получилось потрясающе трогательно и безумно смешно. Я шёл к этому спектаклю долго, сделал три версии, финальную играли несколько сезонов выпускники режиссёрского факультета консерватории Римского-Корсакова. С этой постановкой мы побывали почти на всех пушкинских фестивалях.

- Хотелось бы восстановить этот спектакль?

- Это невозможно. Он хорош был в то время и в исполнении именно тех актёров. Была попытка сделать его с вокалистами, но не получилось, так как в мюзикле нет привычной музыки - там набор народных песен, которые в профессиональном исполнении теряют всю свою прелесть.

- Однажды вы поставили радио­балет «Жизель», который стал лауреатом фестиваля в Италии. Как удалось совместить радио и танцевальный вид искусства?

- Эта постановка вышла в 1995 году. На одном из творческих мероприятий я познакомился с Ольгой Михайловой, автором пьесы «Жизель». Это очень человечная пьеса о женщинах, мужчины которых воюют. Там красиво поданы ремарки, которые органично легли на музыку «Жизели» Адольфа Адана. Так получился радиобалет. Читал ремарки Всеволод Абдулов, Оксана Мысина озвучила главную героиню (кстати, она омичка, окончила Шебалинку), Сергей Безруков - американца, прошедшего через Вьетнамскую войну. Состав был звёздным.

- Что ставить интереснее: мюзикл, оперетту, оперу, драматический спектакль?

- Всё разное. К примеру, при создании оперы режиссёру необходимо учитывать нюанс - режиссуру композитора, которая заложена в партитуре. Задача постановщика - эту режиссуру автора прочитать и подчеркнуть, но не убить какими-то лишними фантазиями, иначе можно запутать, потерять внимание зрителя.

Досье
Александр ЛЕБЕДЕВ. Родился в1962 году в Ленинграде. Детство и юность прошли в Омске. После окончания Омского музыкального училища им. Шебалина поступил в Ленинградскую государственную консерваторию им. Римского-Корсакова на кафедру режиссуры музыкального театра, которую окончил в 1989 году. За 25 лет творческой жизни поставил более 60 спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова, Днепропетровска, Чебоксар, Ростова, Сыктывкара, Иркутска, Донецка, Екатеринбурга, Магнитогорска, Новосибирска. Дипломант Национального театрального фестиваля «Золотая Маска», лауреат высшей театральной премии СТД «Мельпомена» (Ростов-на-Дону), лауреат премии СТД «Парадиз» (Новосибирск), лауреат премии губернатора Оренбургской области «Золотая Лира» (Оренбург).

При работе над драматическим спектаклем у постановщика есть только текст. Режиссёр полностью свободен в проявлении творчества. Оперетту я бы назвал сказкой для взрослых, когда то, что происходит на сцене, априори неправда. Мюзикл - это тоже сказка для взрослых, но с претензией на правду. В каждом из этих жанров есть возможность сделать что-то особенное. Нельзя поставить оперу как драматический спектакль, закон жанра этого не даст.

- Что хотелось бы поставить на омской сцене?

- Главной премьерой нового сезона станет опера «Евгений Онегин». Уже разработаны декорации, начались первые репетиции. Артисты воодушевлены, многие мечтали петь в этой опере.

- Александр Юрьевич, ваши дети и супруга - тоже люди искусства?

- Да, жена - режиссёр, старший сын - сценарист, средний сын занимается этническим вокалом. Дочь решила не связывать свою жизнь с искусством - планирует стать лингвистом.

- Вы в силу профессии успели пожить во многих городах России. Какой город истинно ваш?

- Санкт-Петербург. Для меня лучше него нет.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах