Примерное время чтения: 8 минут
392

«Мне проще танцевать, чем говорить». Дмитрий Дерябин 30 лет посвятил сцене

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ в Омске №28 10/07/2019 Сюжет Омск - театральная и творческая столица

2019 год для солиста балета Омского музыкального театра Дмитрия Дерябина стал юбилейным в прямом смысле этого слова: артисту исполнилось 50 лет, 30 из которых он посвятил сцене.

Он рассказал корреспонденту «АиФ в Омске», что балет взял от спорта, почему омичи предпочитают классическую хореографию современной и зачем артистам нужна история.

Исполнить чужую мечту

Светлана Казанцева, «АиФ в Омске»: Дмитрий Анатольевич, вы приехали в Омск 32 года назад, в 1987-м. Город стал для вас родным?

Дмитрий Дерябин: Да, безусловно. Я почти омич, сибиряк, хотя родился и вырос в Перми.

- Вы 30 лет посвятили Омскому музыкальному театру. Чем он вас привлёк?

- Для меня это серьёзная дата. Театр за столько лет стал родным, мы одно целое. А привлёк он меня интересным репертуаром и дружным коллективом. Мы дружили семьями, отдыхали вместе, поддерживали друг друга.

- Как получилось, что выбрали сферу искусства, а не пошли в космонавты, инженеры, строители?

- Балет изначально не был моим выбором. Как любой мальчишка, я был совершенно далёк от танцев, тем более классических. Заниматься балетом хотела мамина тётушка. У неё не получилось осуществить мечту, поэтому в балет отдали меня. Вот такой «родительский произвол»… Хотя я не жалею, что стал артистом балета: танец - это жизнь. Сестра в своё время тоже поступала в хореографическое училище, но её не взяли.

- Верно, что для поступления в хореографическое училище нужны особые физические данные…

- Совершенно верно: приёмная комиссия строгая, специалисты проверяют прыжок, растяжку, стопу, длину ног - для балета это важно. Но самое интересное, что я до этого вообще никогда не танцевал.

- Классический танец сложен в исполнении - у балерин в основном идёт работа на пальцах. А какая подготовка должна быть у танцовщиков?

- У мужчин это прыжковые вариации, высокие поддержки и дуэтный танец. Для этого нужна хорошая физическая подготовка. Не все могут выдержать такую нагрузку. Балет требует ежедневной работы, в этом вся сложность. При пропуске занятий начинает существенно страдать техника исполнения. Если пропустил день, огрехи видны тем, кто с тобой непосредственно работает, два дня пропуска заметны театральной труппе, через неделю без нагрузки появляются ошибки, которые видны зрителям. Так что для поддержания формы нужно ежедневно стоять у станка и отрабатывать элементы.

Путь в премьеры

- Сколько партий исполнили за свою сольную карьеру и какие из них самые любимые?

- Партий было много. Значимой для меня стала партия Студента в спектакле «Анюта, именно с этого балета началась моя сольная карьера. Затем опричник Кирибеич в «Песне про купца Калашникова» и Швабрин в балете «Капитанская дочка». Это мои первые серьёзные характерные роли, после которых я стал осознанно, кропотливо относиться к характерам своих сценических героев.


В балете сильна эмоциональная составляющая - мы вживаемся в образ, доносим его до зрителя, а не просто совершаем прыжки, вращения и поддержки».


- За партию Колчака в балете «Апофеоз» вы стали лауреатом премии Омского областного фестиваля-конкурса «Лучшая театральная работа» в номинации «Творческая удача года». Как это было?

- Это случилось в 2007 году. Балет «Апофеоз» - авторский спектакль московского хорео­графа Юрия Пузакова, в основе которого лежит реальная история нашей страны, история личной жизни и любви адмирала Колчака. Было интересно работать над созданием образа военачальника с сильным характером.

- У вас были зарубежные гастрольные туры с Омским музыкальным театром. Как вас принимали зрители?

- Принимали, конечно, хорошо. Но некоторые моменты у нас самих вызвали недоумение. К примеру, в Китае не приняты долгие аплодисменты артистам - не более двух хлопков. Нам аплодировали довольно долго, сами китайцы были этим удивлены. Но если говорить в целом о русском балете, за рубежом он очень ценится - российские балетные школы держат высокую планку.

- Не каждому дано стать солистом балета. Какими качествами нужно обладать, чтобы дорасти до премьера?

- Нужны подходящие физические данные, хорошие профессиональные навыки, желание трудиться, развиваться и толика удачи.

Ещё одна фишка: на сцену нельзя выходить без настроения. Чтобы оно было, нужно заранее настраиваться на спектакль. Театр не кино, в нём нет дублей - артист с первого раза должен выйти и отработать на 100%, чтобы зритель проникся игрой и пришёл ещё не раз.

- Партии бывают разной сложности исполнения, многое зависит от музыки. Складывается впечатление, что балетная партия - это математическая задача: вступление должно пройти из определённого места сцены, с определённого такта, для этого их надо отсчитывать…

- На самом деле не так всё сложно. Кто-то считает такты, а я их слышу и точно знаю, когда нужно вступать. В хореографическом училище этому учат.

Спорт и танец совместимы

- Какой балет больше любят омичи: современный или классический?

- Омский зритель предпочитает классику - она кажется более понятной.

- Современный балет сильно отличается от классического?

- Отличия, безусловно, есть. Во-первых, разные комбинации движений; во-вторых, иная структура спектакля. Классический балет имеет жёсткую структуру: вариации, па-де-де, антре и т. д., должен быть регламентированный набор элементов. В современных спектаклях такого нет - как правило, это определённая сюжетная линия, насыщенная событиями и рассказанная языком танца.

- Насколько сейчас популярен балет у молодёжи?

- Он непопулярен. Мальчики не желают заниматься хорео­графией, отдавая предпочтение брутальным видам спорта: хоккею, восточным единоборствам, боксу, хотя в современном балете активно используются и спортивные элементы.

- Они не желают танцевать классику?

- Мужчина в балете - особая тема. Как 10-летнему мальчику объяснить, зачем ему нужно заниматься балетом? В его понимании балет существует только для девочек и мальчику там делать нечего. Ну и детское неприятие не таких, как все, никто не отменял. Если ребёнок занимается чем-то необычным в понимании сверстников, дразнилки ему обеспечены. Не каждый может выдержать такой прессинг.

- Чем отличается балет от спорта?

- В физическом плане отличий не так много. Там и там идёт работа на качество и результат, но в балете сильна эмоциональная составляющая - мы вживаемся в образ, доносим его до зрителя, а не просто совершаем прыжки, вращения и поддержки.

- А ещё спорт и балет одинаково травмоопасны…

- Да, травмы бывают часто, потому мы и уходим на пенсию через 20 лет. К слову, спортсмены завершают карьеру ещё раньше.

- Вы продолжаете свою творческую деятельность, помимо этого работаете педагогом-­репетитором, тренируете молодых артистов. Бывают случаи, когда ребята что-то делают не так?

- Как меня учили мои педагоги, никогда нельзя устраивать разбор полётов во время спектакля. Артисты очень ранимы, и замечаниями можно сбить настрой, после чего человек просто не сможет выйти на сцену и доиграть.

- У вас плотный график работы: репетиторство, собственные репетиции, спектакли. Как вы отдыхаете?

- Смотрю исторические фильмы, киноленты о Великой Отечественной войне. Не устаю восхищаться силой духа нашего народа. Такие фильмы заставляют по-новому взглянуть на жизнь и отношения между людьми, ценить их, выставлять жизненные приоритеты.

- Ваша супруга имеет отношение к театру?

- Самое прямое. Она работает в Омском музыкальном - начальник костюмерного цеха и по совместительству Снегурочка. (Улыбается.) 30 лет на новогодних театральных концертах выступает в этой роли.

- А вы «дедморозите»?

- Нет, Дед Мороз не моё амплуа. Мне проще танцевать, чем говорить.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах