47 лет службы в музыкальном театре, более 200 ролей, сотни поставленных спектаклей и концертов - всё это об актёре Владимире Миллере, который в этом году отпраздновал свой 70-летний юбилей.
За столь внушительный срок у него накопилось немало интересных историй, позволяющих сформировать представление о буднях актёра. О своём творческом опыте, тонкостях профессии, а также почему важны роли животных в спектаклях Владимир Эмильевич рассказал корреспонденту «АиФ в Омске».
Неслучайный человек в искусстве
Юлия Истомина, «АиФ в Омске»: Владимир Эмильевич, как в семье отнеслись к вашему выбору профессии? Никогда не было мыслей, что стоило бы заняться чем-то другим?
Владимир Миллер: Я коренной сибиряк, и всю свою жизнь прожил здесь. Родился в маленькой деревне Никоновке Омского района. Потом отца перевели в Большеречье, я там окончил среднюю школу, после чего уехал в Москву.
Родился я в семье выдающегося экономиста: мой отец был директором крупнейшего совхоза, Героем Социалистического Труда. Моя мама работала бухгалтером. И вдруг в такой семье старший сын сказал: «Я пойду в артисты». Это был шок. Папа хотел, чтобы в его семье все были экономистами.
- Легко ли было пробиться в столичное учебное заведение молодому человеку из сибирской глубинки?
- В детстве я мечтал стать певцом, пел все песни Робертино Лоретти, но прошла ломка голоса, и я стал обладателем баритона, которым поёт 90% мужчин земного шара. А без театра и искусства я уже не мог, поэтому решил учиться режиссуре драматического театра.
Родители, конечно, повздыхали, купили зелёный болоньевый плащ, дали деревянный чемоданчик, и я поехал в Москву. Приехал на месяц раньше, подготовился, и, несмотря на большой конкурс, меня взяли.
Мы так давно работаем в театре, что дня не хватит рассказать о том, что было. А там было так много всего: и смешного, и трагического…
- А вы помните, как пришли в театр?
- В Театр музыкальной комедии я пришёл в 1974 году. Год отработал в Доме культуры «Юбилейный» режиссёром (сейчас это Пятый театр). Когда ставил спектакль «20 лет спустя», приехал в Театр музыкальной комедии попросить костюмы. Походил в фойе и думаю: «Вот бы мне здесь поработать!» Руководитель танцевального коллектива Пятя Юшкевич работал в этом театре и пообещал поговорить с главным режиссёром. Я уже и забыл, а он всё-таки договорился.
Когда меня встретил замечательный главный режиссёр театра Арнольд Паверман, он спросил, где я учился и какой у меня голос. Я ему в ответ: «А какой вам надо?» Затем я прочёл монолог Мармеладова из «Преступления и наказания» (хотя пришёл в оперетту поступать). Он выслушал до конца и сказал: «Вы знаете, Володя, вы таки неслучайный человек в искусстве». И предложил мне поехать с театром на гастроли, чтобы я посмотрел на них, а они на меня.
И смешное, и трагическое
- Как прошёл ваш первый спектакль?
- Казалось бы, за плечами почти 48 лет в театре, столько ролей сыграно. А помню всегда первый свой выход. Это были первые гастроли в Ульяновске, Астрахани и Грозном. Меня ввели в два спектакля - «Левша» и «Ханума». В «Левше» я играл скомороха, а народный артист Егор Котов - Левшу. Его арестовывали, а я доставал саблю. Потом мы его забирали, и я эту саблю должен был обратно в ножны вставить. Я её достал, а обратно - никак. Егор Валерьянович исподлобья смотрит на меня и говорит: «Кретин, другим концом надо». Так состоялся мой первый выход.
Мы так давно работаем в театре, что дня не хватит рассказать о том, что было. А там было так много всего: и смешного, и трагического…
- Многие очаровываются профессией актёра, впрочем, как и другими творческими направлениями. К чему, на ваш взгляд, нужно быть готовым, приходя в актёрский мир?
- У меня был такой опыт. Я в нашем университете набирал курс режиссёров театрализованных представлений и концертов, и первое, что сказал ребятам: вы хорошо подумали, выбирая эту профессию? Потому что профессия жестокая. Слава, известность - это настолько проходящие вещи. Можно 10 ролей сыграть успешно, 11-ю завалить, и в итоге будут помнить только провальную роль.
Когда я пришёл, мне было сложно, потому что я, режиссёр драматического театра, хотел работать в оперетте. Но в нашем коллективе были удивительные мастера этого жанра: Евфалия Дёмина, Маргарита Лаврова, Виктор Лавров, Георгий Котов, Александр Липатов, Валентина Тулупова и другие. Огромный опыт мне, кстати, дали детские спектакли.
- Они помогают начинающему актёру?
- За первые годы я переиграл весь животный мир, который только может существовать: котов, собак, волков. Если научишься хорошо играть животных, сможешь играть и людей. Кстати, первая популярность ко мне пришла с ролью Карлсона. Меня приглашали в детские сады, я там был на разогреве перед Дедом Морозом.
Потом я сам стал ставить много детских спектаклей. И среди них был спектакль «День рождения кота Леопольда». Я никогда не забуду, как в городе Фрунзе (сейчас это Бишкек) ко мне вышел маленький мальчишка - и в руках у него такой маленький мятый цветочек. Он подошёл ко мне и сказал: «Прости, Леопольд, но у меня больше ничего нет». Большего признания артисту не надо.
- Есть ли у вас любимая роль, самый любимый и запомнившийся вам спектакль?
- Мне повезло, я сыграл, наверное, лучшие роли в опереттах. Рад, что мне посчастливилось сыграть Бубенцова. Это знаменитый сценарий «О бедном гусаре замолвите слово». Я очень дорожу этой ролью. Так вот, в финале я обратился к молодому актёру, игравшему жениха моей дочери: «Сынок, ты Настеньку береги, она хорошая, люби её, а меня прости».
Я, видимо, так это сказал, что он ухватился за меня и начал спрашивать: «Владимир Эмильевич, вам плохо?». А я говорю: «Дурак, это я так умираю хорошо».
Тяжёлый зритель
- Всегда ли получается добиться признания? Какой зритель, по вашему мнению, идеальный?
- Я на концертах очень люблю общаться со зрителями. Когда спускаюсь в зрительный зал, вижу глаза людей, они улыбаются мне. И на одном из вечеров зрители вдруг стали вставать и идти ко мне. Этого нельзя добиться, это какое-то единение, специально не придумаешь. Поэтому когда находится понимание с залом - это главное.
Но театр - искусство изменчивое. Один и тот же спектакль каждый раз мы будем играть немного по-другому. Будет тот же рисунок, но в силу разных обстоятельств, от того, как дышит зритель, как мы начали и сумели установить контакт с ним, так спектакль и пойдёт. Чем и дорог театр. Это искусство, которое происходит именно сейчас.
Иногда в театре говорят: «Какой сегодня тяжёлый зритель», а я в ответ всегда спрашиваю - может, это мы сегодня что-то не так сделали? Но это не значит, что актёры сыграли хуже, просто несколько иначе, и у нас с этим зрителем состоялся диалог по-иному.
- Какие первые шаги вы бы посоветовали сделать начинающему актёру?
- Никогда не надо отказываться от ролей. Нет в театре понятия - нравится или не нравится. Отказаться можно только в одном случае: если ты действительно никак не можешь исполнить данную роль.
Играть надо всё, что дают. Если в театр пришёл серьёзно, из него никогда не уйдёшь. Надо быть романтиком, преданным театру. Я вот могу сказать, что я счастливый человек, потому что мы в театре живём, это наша семья, мне семья нравится. А в каждой семье бывают и радости, и печали.