Балерина Анна Маркова более 15 лет блистает на сцене Омского музыкального театра. По результатам XXVI областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа» она стала лауреатом премии «За творческие достижения в области музыкального театра» им. В.Я. Тулуповой - зрители и жюри конкурса восхитились созданным Анной Борисовной образом кривляки в балете «Золушка».
Анна Борисовна рассказала корреспонденту «АиФ в Омске», исполнились ли её мечты, почему она ушла из спорта и сколько пар пуантов в год изнашивают балерины.
Это призвание
Светлана Казанцева, «АиФ в Омске»: Анна Борисовна, вы весьма титулованная балерина. Чем для вас стала награда областного конкурса-фестиваля?
- Вы на сцене больше 25 лет, из них добрая половина прошла в омском музыкальном театре, куда пришли уже сложившимся профессионалом. Когда ощутили, что вы профи?
- Я не ощущаю себя профи. Балет - сложное искусство, ему учатся всю жизнь. Даже если что-то умеешь делать хорошо, всё равно чувствуешь, что можно ещё лучше. Известные партии репетируешь будто впервые, хочется, чтобы каждый последующий спектакль стал лучше предыдущего.
- Балерина для вас не профессия, а призвание?
- Да. Я не воспринимаю театр как работу, для меня это любимое дело.
- Кого, на ваш взгляд, можно назвать настоящей балериной?
- Наша страна богата людьми, которые преданно сохраняли свою любовь к искусству и профессио нализм. Галина Уланова, Марина Семёнова, Екатерина Максимова, Майя Плисецкая, Наталия Бессмертнова - все они самобытные, мудрые в профессии, мастера высочайшего уровня. Из современных балерин хочу отметить Светлану Захарову. Моя самая любимая балерина - Диана Вишнёва, она удивительная, единственная из современников, на мой взгляд, понимает бытие хореографии. Много талантливых балерин служат в провинциальных театрах, и это нисколько не умаляет их достоинств и профессионализма.
Удовольствие или тяжкий труд?
- Сколько потов сходит с балерины за репетицию?
- В зависимости от интенсивности занятия. Больше уходит не вес, а жидкость. Но если говорить о большом спектакле, например «Лебедином озере», за его время можно похудеть на три килограмма.
- Какие спектакли в вашей карьере были самыми энергозатратными?
- Это «Лебединое озеро» - полноценный трёхактный балет со сложнейшими адажио, паде-де и сольными вариациями. Следующим бы я назвала балет «Анюта»: героиня находится на сцене на протяжении всего спектакля, убегает за кулисы только переодеваться. И ещё один энергозатратный для меня балет - «Идиот», очень силовой.
- Чтобы держать себя в форме, достаточно танцкласса или спортзал тоже приходится посещать?
- В спортзал ходить не приходится, хотя одного танцкласса недостаточно. Чтобы танцевать серьёзные вещи, нужно регулярно участвовать в спектаклях. Если помногу репетировать, но не выходить на сцену, это не даст нужного результата.
- Часто говорят, что балет травмоопасен. А чем он полезен?
- Девочкам, даже если они в будущем не становятся балеринами, балет даёт, во-первых, королевскую осанку и красивую походку, во-вторых - особую пластику движений. В плане здоровья пользы от профессионального балета, к сожалению, нет, впрочем, как и от профессионального спорта: идёт сильный износ суставов, мышц.
- Вы пришли в балет из спорта. Что вы получили от балета, чего не смогли бы взять от гимнастики?
- Я ушла из спорта, находясь на очень хорошем уровне, имея награды за первые места на соревнованиях. Это было моим решением. Несмотря на то что я тогда была ребёнком, взрослые согласились с моим решением. И в спорт я пришла сама, хотя мама меня отдавала на танцы. Балет подарил мне чудо перевоплощения, дал возможность сыграть разноплановых персонажей с разными характерами и судьбами - от самых нежных до самых коварных.
- Каких больше: нежных или коварных?
- Сложно сказать. Из самых коварных были Зарема («Бахчисарайский фонтан»), Зумруд («Тысяча и одна ночь»), Одиллия («Лебединое озеро»), Настасья Филипповна («Идиот»). Наверное, всё-таки у меня больше светлых образов.
- В «Золушке» ваша Кривляка, одна из дочек злой мачехи, далека от благородства...
- Это карикатурный персонаж, и мне он очень нравится. Давно хотела воплотить подобный шуточный образ. Характер и легенда Кривляки возникли сразу, с первых репетиций, не было долгих и мучительных поисков.
- Пуанты часто изнашиваются? Сколько пар нужно балерине для полного счастья?
- Пуанты отечественного производства изнашиваются быстрее, чем импортные. Бывали случаи, когда на один спектакль уходило по две пары. На месяц закупалось по 4-5 пар, в год выходило около 50.
Магия имени
- Вас омские СМИ однажды назвали звездой по имени Анна. Сколько Анн было в вашей жизни на сцене?
- Я не знаю, откуда такое совпадение, но в моей жизни было несколько Анн. Самая первая Анна, которую я станцевала, - Анна Тимирёва в спектакле «Апофеоз». Затем я станцевала Анюту в одноимённом балете по мотивам произведения Чехова «Анна на шее». Далее у меня была Анна Каренина в спектакле «Страсть».
- Магия имени сработала? Что эти персонажи взяли от вас?
- Ни один персонаж в целом я бы к себе не отнесла. Анна Тимирёва взяла от меня преданность и любовь к мужчине. Мне жизнь подарила хорошую семью - мой муж потрясающий человек. Наши чувства, отношения я отчасти перенесла на Тимирёву. С Анютой было сложно: в физическом плане она создана для меня, а эмоционально мы не совпадаем, я долго не могла её понять. Образ Анны Карениной неоднозначен, заставил поломать голову в поиске логики её поступков.
- Есть роль-мечта?
– Я уже воплотила свою мечту. Любая выпускница хореографического училища мечтает станцевать Принцессу-Лебедь в «Лебедином озере», Жизель в одноимённом спектакле. У меня эти мечты сбылись, и я счастлива, что всё так сложилось. Также для меня стало удачей станцевать в постановках Надежды Калининой «Обнажённое танго», «Шинель» и «Идиот».
- Партнёрство в балете - отдельная тема. Чтобы пара сложилась, между партнёрами должно быть полное взаимопонимание и доверие. Насколько сложно бывает добиться этого?
- Мне с партнёрами всегда везло. Не было случая, чтобы мы выясняли отношения, ссорились. Долгое время моим партнёром был Дмитрий Дерябин, у нас полное взаимопонимание. В его руках находиться так же комфортно, как на диване, то есть в абсолютной безопасности - настолько они надёжны. Так же и с другими партнёрами. Это заслуженный артист РФ Сергей Флягин, Андрей Матвиенко, Валентин Царьков.
- Вы родились и выросли в Екатеринбурге, окончили пермское хореографическое училище, работали в нижегородском театре оперы и балета. Как вам жизнь в Омске?
- Я рада, что Омск появился в моей жизни. В этом городе сбылись мои мечты - обширный репертуар, интересные партии.
- Помимо артистической деятельности вы вели класс в балетной студии. Некоторых из ваших воспитанниц можно видеть на сцене. Хотели бы вернуться к педагогической деятельности?
- Да, но только как педагог-репетитор, то есть работать со взрослыми артистами. Это мне ближе по характеру и темпераменту. Чтобы работать с детьми, нужно терпение и строгое следование методическому плану.
- На сцене вы одна, дома другая. Чем любите заниматься?
- Всем, было бы настроение. Люблю домашние дела - мне они доставляют большое удовольствие. Очень люблю вышивать картины, собирать пазлы.
- Дома танцуете?
- Танцую, но только не балет. Больше эстрадные танцы.
- Артистка театра в семье, с одной стороны, это необычно, с другой - создаёт определённые сложности. Как родные и близкие относятся к вашей профессии?
- Мама мной гордится. Супруг говорит, что мы, артисты балета, странные и счастливые люди: многие платят деньги, чтобы потанцевать, а нам платят за то, что мы танцуем. Сын не представляет меня небалериной, но сам в балет никогда не стремился - ему ближе спорт.