Сегодня, 27 августа, столетний юбилей отмечает русский кинематограф. В честь этого события в Омске в Центре изучения истории Гражданской войны открылась тематическая выставка. В центре внимания новой экспозиции оказались личности адмирала Александра Колчака и Марии Бочкарёвой – одной из первых в России женщин-офицеров.
Кортик адмирала
Первая витрина посвящена не только фильму «Адмирал». Максим Стельмак, главный архивист Центра изучения истории Гражданской войны, поясняет:
«Мы хотим рассказать нашим посетителям не только о нашумевшем фильме «Адмирал», но и познакомить их с картинами «Золотой эшелон» (1959 год), «Гроза над Белой» (1968 год), «Красный газ» (1924 год), а также показать портреты адмирала и тематические книги».
Первый фильм о Колчаке «Красный газ» снял режиссёр Иван Калабухов в 1924 году, по роману «Два мира» и повести «Скрепы» Владимира Зазубрина. Первый сибирский игровой фильм посвящен противостоянию красноармейцев и колчаковцев. В картине, снятом в стилистике документального кино, кроме профессиональных актёров из московских и сибирских театров снимались участники партизанского движения в Сибири, а съёмки проводились на местах реальных боёв с бандами адмирала. «Красный газ» пять лет успешно шёл на экранах страны и к концу 1920-х годов дал мощный толчок сибирскому кинопроизводству. Но, к сожалению, сам фильм не сохранился.
Центральной темой выставки стал филь «Адмирал» – последняя киноинтерпретация событий Гражданской войны. Создатели выставки отмечают, что события в фильме расходятся с реальностью. Есть версия, что когда революционные черноморские моряки приказали Колчаку сдать оружие, он выбросил свой адмиральский кортик за борт, именно так как показано в фильме. Однако Максим Стельмак уточняет, что согласно историческим фактам, Колчак отдал своё оружие морякам, и, вскоре получив его обратно, решил расстаться с ним именно таким путём.
«Бьёт морды»
Вторая витрина посвящена Марии Леонтьевне Бочкарёвой – одной из первых русских женщин офицеров, участнице Первой Мировой войны и главной героине фильма «Батальон».
В начале первой мировой войны Бочкарёва решила вступить в ряды действующей армии.
Записать женщину в 24-й резервный батальон военные отказались и посоветовали ей идти на фронт сестрой милосердия. Тогда Бочкарёва отправила телеграмму царю, на которую неожиданно последовал положительный ответ. Так она и попала на фронт.
В 1917 году министр-председатель Временного правительства Керенский обратился к Бочкарёвой с просьбой об организации «женского батальона смерти». К участию в патриотическом проекте были привлечены его супруга и петербургские институтки, а всего в женский батальон записалось около двух тысяч человек. В необычной воинской части царила железная дисциплина: подчинённые жаловались начальству, что Бочкарёва «бьёт морды, как заправский вахмистр старого режима». Не многие выдержали такое обхождение: за короткий срок количество женщин-добровольцев сократилось до трёхсот. Остальные выделились в особый женский батальон, который защищал Зимний дворец во время Октябрьского переворота.
На выставке в Центре изучения истории Гражданской войны представлены портреты Марии Леонтьевны, фронтовые фотографии «женского батальона смерти» и револьвер системы «наган».