aif.ru counter
407

Душой исполненный полет. Сергей Флягин отмечает творческий юбилей

Все материалы сюжета Омск - театральная и творческая столица

Заслуженный артист России 25 лет верен сцене Омского музыкального театра.

С Сергеем Флягиным встретился корреспондент «АиФ в Омске» и выяснил, что общего и какая разница между танцами для собственного удовольствия и танцами для удовольствия других.

Младшая муза

Наталья Корнеева, Аиф в Омске: Если хочешь стать артистом балета - начинай как можно раньше. Правильно ли это утверждение? Во сколько лет вы начали?

Сергей Флягин

Сергей Флягин: Меня отвела в хореографический класс мама. Сама она занималась балетом и была необыкновенно хороша. Её даже брали в Новосибирское хореографическое училище без экзаменов, но родители были против и не отпустили одну в другой город. Она окончила училище им. Шебалина по классу фортепиано и теории музыки.

- Она омичка? А вы где родились?

- Да, мама омичка, а я родился в Германии, там служил мой отец. Хореографией стал заниматься в Киеве, а продолжил в Улан-Удэ. У меня был артистизм, музыкальный слух и хороший прыжок. В 1993-м окончил Бурятское государственное хореографическое училище, на тот момент там преподавала Лариса Сахьянова, первая профессиональная бурятская балерина, педагог, народная артистка СССР. Моим педагогом был Алексей Павленко. В этом же году пришёл в Омский музыкальный театр и был принят в труппу. Здесь танцевали и были педагогами Станислав Колесник, Олег Карпович, Валентина Тулупова, Тамара и Виктор Тзапташвили, Наталья Торопова, Елена Шихова. Как все начинающие артисты  балета, сначала танцевал в кордебалетных партиях. Первая значительная роль - Принц в «Щелкунчике».

- У драматических артистов есть роли-вехи. Сначала сыграть Ромео, потом Гамлета, после - Короля
Лира. А у артистов балета как?

- К «Щелкунчику» у меня особое отношение, это первая ведущая партия. Наша семья даже стала собирать коллекцию всевозможных предметов, связанных с этой сказкой Гофмана. Есть памятный сувенир, который был сделан из моих балетных туфель. Драматическим артистом я себя ощутил в другой роли - в спектакле «Шинель» я танцую партию гоголевского персонажа Акакия Башмачкина. Постановка балетмейстера Надежды Калининой на международном театральном форуме «Золотой Витязь» завоевала сразу две награды: за победу в номинации «Театр - большая форма» и диплом «За лучшую мужскую роль». Этот диплом был вручён мне, а номинацию я разделил с Юрием Соломиным. Это не классический балет, а современная хореография. Сложная, но интересная.

- Кстати, а можно ли в классическом балете, зная партию идеально, станцевать с незнакомым партнёром без репетиций?

- В принципе - да. В бене­фисе - в «Жизели» со мной танцевала заслуженная артистка РФ Анна Одинцова из Новосибирска. Только, что называется, с поезда.

Нет нелюбимых партий

- А какая самая сложная партия? И любимая/нелюбимая?

- Нет таких. «Дон Кихот» - технически сложный балет. Предполагает редкое сочетание качеств в балетном танцоре. Считаю актёрскими свои работы в «Юноне» и «Авось»,  Модеста Алексеевича в «Анюте», Башмачкина в «Шинели».

- У вас там такой замечательный пластический грим и накладной живот. В «Эсмеральде» вы - горбун. Кажется, вам тяжко носить этот горб на себе.

- Они лёгкие. Режиссёром так хореографически поставлен танец, что зрителю кажется, будто артисту тяжело. Но Квазимодо - партия физически сложная. Он, как помните, ещё и хромает.

- А можете посчитать, сколько ролей у вас было?

- Нет, я не считаю. Читал книгу Мариса Лиепы, он вёл такой подсчёт: и главных партий, и неглавных. У него получилось больше трёх тысяч. Надеюсь, у меня тоже столько же будет.

- У вас появилась недавно драматическая роль со словами. Я имею в виду ваше участие в спектакле Центра современной драматургии.

- Я сыграл в спектакле «Взорвать кондоминиум» по роману Чака Паланика. Экранизирован роман был американцами, фильм назывался «Бойцовский клуб». Ребята позвали, я сходил туда и «побойцовствовал». Кстати, сильно получил. Там настоящие драки, бились дай бог! К 9 Мая тоже хотим с ними поработать над спектаклем.

- В прошлом году вы провели первый в Омске фестиваль
изящных искусств. Получилось? Будет ли второй?

- Да, всё получилось. Проект назывался «Пуанты. Limited Еdition». Программу составили так, чтобы она была интересной искушённой публике и доступной новичку. Режиссёром проекта стал актёр и режиссёр Центра современной драматургии Ярослав Максименко. А цель его была благотворительная, средства пошли в поддержку проекта «Лети, голубка». Мы помогаем девочке из Омска Оле Гусарь, ей поставили страшный диагноз - и требуется дорогостоящее лечение. Голубка - это её домашнее прозвище.

Досье
Сергей Флягин. Окончил Бурятское государственное хореографическое училище, затем факультет культуры и искусств ОмГУ им. Достоевского, доцентом кафедры которого сейчас является. В балетной труппе Омского государственного музыкального театра с 1993 года. Гастролировал в Америке, Франции. С театром - в Израиле, Казахстане, на Украине. Заслуженный артист России.
У искусства задача будить добрые чувства в сердцах людей; уверен, у нас это получилось. И ещё мы в проекте представили совершенно уникальный для Омска, да и для России, вид декоративно-прикладного творчества. Из обычных пуантов наши дизайнеры и художники сотворили настоящее чудо. Таким балетным туфлям место в музее - их расписывали, украшали стразами. Очень красиво и изящно. Началось с того, что моя жена Елена прочитала в Интернете о проекте новозеландской поклонницы балета. Танцевальную обувь - пуанты та превращала в арт-объекты.

Балет - искусство для взрослых?

- Вы начали рано; как считаете, в каком возрасте надо ребёнка приводить в балет? И с какого возраста смотреть? Я помню жуткий для меня спектакль «Сказки Беатрис Поттер», где танцевали люди в костюмах животных. Было страшно.

- Сейчас этим никого не испугаешь. Дети знают, что такое ростовые куклы. Смотреть балет можно с любого возраста, а вот начинать - к каждому подход индивидуальный. С самого раннего возраста я не советую. Надо очень осторожно с детьми работать, и даже не с психологической стороны, а с физической. Суставы только формируются, организм растёт. Пуанты надевают в третьем классе балетной школы. Мальчикам надо наращивать мышечную массу, так как им приходится поднимать девочек. Главное - хорошие руки педагога. В Омске лучшее - это студия при музыкальном театре.

- Сейчас попасть в балетную школу проще или тяжелее?

- Раньше в училище брали без определённых физических данных, было проще поступить; сейчас отбор артистов строже. Например, в какие-то театры нужны танцовщики определённого роста. В Большой, допустим, берут очень рослых. А для балерин - чем легче, тем лучше. Балерины - это диеты, худоба. Зато на сцене красиво - лёгкость и изящество.

- А вы фильмы о балете смотрите? «Чёрный лебедь» с Натали Портман, например?

- Конечно, смотрю. «Чёрный лебедь» - фильм хороший. Действительно заставляет задуматься о том, какой ценой мы иногда получаем желаемое. В фильме балет представлен слишком мистическим. Недавний фильм с Сергеем Безруковым режиссёра Анны Матисон «После себя» тоже о балете. Там о гении танца, лишённом возможности танцевать.

- Он там руки смешно держит…

- Он же говорит в фильме, что берёт горсть пшена и вкушает. Но это его манера, он нашёл то, что отличает его от других. Немного осмеивалось, конечно. В фильме «Большой» тоже история про балет. Превращение героини в приму требует невероятного самоотречения.

- Балет «Лебединое озеро» танцуют и чисто мужские труппы. Выглядит впечатляюще, особенно когда танец маленьких лебедей танцуют не балерины в пачках, а мужчины в оперении.

- Это балет английского хореографа Мэтью Боурна. Нашумевшая постановка. Есть и полная обнажёнка, например, в «Жизели» Матса Эка, но там нагота - это душевная неприкрытость. Так показана невиновность героя.

- Будет ли балет всегда популярен?

- Интерес к «Щелкунчику» и «Лебединому озеру» не спадает уже сотню лет, а сюжеты постановок известны даже тем, кто не интересуется балетом. Но они могут сказать: «Ой, это скучно». Классический танец и вокал нелегки для понимания, но над этим надо работать.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Как решить вопрос регистрации студента омского вуза из Казахстана?
  2. Наказывают ли велосипедистов за нарушение ПДД?
  3. Оборудуют ли у нашего подъезда места для отдыха пожилых людей?
  4. Как подготовить бизнес-план для участия в конкурсе?
Вы начали копать картошку?