2 марта в Омском государственном драматическом «Пятом театре» стартовал новый годовой проект «Молодые – Молодым». Его суть проста – молодые режиссёры из разных концов нашей страны будут на несколько дней приезжать в Омск, чтобы вместе с актёрами Пятого театра поставить эскизные спектакли по мотивам классических произведений русской и зарубежной литературы. Всего за год омичи смогут посмотреть семь эскизов, у каждого из которых есть шанс превратиться в полноценный спектакль и войти в репертуар театра. Подобный формат Пятый театр уже испробовал в прошлом году, когда в его стенах прошла лаборатория «Молодая режиссёра без цензуры. XXI век». Тогда из пяти эскизов три переросли в полноценные постановки.
Первым эскизом, представленным в рамках проекта «Молодые – молодым» стала «Гроза» по пьесе Александра Островского, которую поставил московский режиссёр Антон Маликов.
Луч света
Каждый школьник знает историю Катерины, которая была «лучом света в тёмном царстве». Эта искренняя девушка, которая хотела жить свободно словно птица, а в итоге не выдержала давления чуждого ей общества и умерла. История Катерины не может не вызывать отклика в сердце каждого читателя или зрителя. Ведь многие попадали в схожие ситуации, когда кажется, что весь мир восстал против тебя. Поэтому говорить об актуальности произведения не приходится, на то она и классика, что актуальна в любые времена, а вот о подаче пьесы этого сказать нельзя.
«Как все мы знаем пьеса «Гроза» написана Александром Островским в XIX веке, – комментирует Антон Маликов. – В произведении очень много объяснительных монологов, персонажи рассказывают, что с ними происходит и что они испытывают. Таково было требование тогдашнего театра, сейчас же всё изменилось – и люди, и театр. Мы живем в XXI веке. Нас окружает огромный поток информации, и нам уже не нужно ничего объяснять. Мы всё считываем моментально».
Именно поэтому, исходя из особенностей нашего времени, режиссёр и перекроил пьесу Островского. Он оставил только суть, которая, по его словам проста:
«Есть маленькая девочка, которая попадает во вражеский мир, и в результате она оказывается преданной. Преданной всеми – и люди, которых она считала близкими, и Богом».
Поэтому в эскизе, который Антон маликов представил омским зрителям, на первый план выходит история предательства. Ведь именно это, по мнению режиссёра, главное в «Грозе».
Не игра, а жизнь
«Гроза» Маликова очень современна, никакой архаики. Наше время. Молодой человек с девушкой приходят в студию, где им предстоит стать участниками спектакля «Гроза» и сыграть Катерину и Бориса. Они пришли интересно провести время и с нетерпением ждут, когда же начнётся игра. Они кривляются, делают селфи, снимают видео. В общем, ведут себя как типичные современные молодые люди, которые просто решили развлечься. И вот спектакль начинается, молодого человека, который должен будет исполнить роль Бориса, уводят, изолируя его от возлюбленной. Затем на сцене появляются актеры, и начинается сам спектакль. Актёры блестяще исполняют свои роли, а вот Катерина в замешательстве, всё то ей странно, а порой и смешно. Но легкомысленное настроение покидает девушку, когда ей приходится читать известные слова героини Островского.
«Отчего люди не летают так, как птицы?» – вопрошает Катерина.
Именно в этот момент девушка словно сливается со своей героиней, и каждое произнесённое слово вызывает в ней отклик. Она начинает задумываться, что эти слова, принадлежащие героине известной пьесы, значат для неё. И вот игра уже не просто игра – это жизнь. Исход спектакля совпадает с концовкой пьесы – Катерина погибает, не выдержав давления, которое на неё оказывали.
Возрастные ограничения 16+