Примерное время чтения: 9 минут
337

Можно всё! Только Чехову не навреди

«Галерка» завершает свой театральный сезон одной из самых известных пьес Чехова – «Три сестры». Автором постановки стал молодой режиссер Егор Витько. С «Тремя сёстрами» в «Галёрке» можно будет познакомиться 23, 24 и 25 июля - в дни премьеры. Следующие показы состоятся уже осенью в новом сезоне.

На пресс-конференции художественный руководитель Владимир Витько, режиссёр-постановщик Егор Витько и художник-постановщик Светлана Пузырёва рассказали, как проходила работа над спектаклем, что нового привнесли в постановку и сложился ли актёрский ансамбль.

Сотворчество на территории автора

- Елена Неупокоева, «АиФ в Омске»: Расскажите, постановка будет полностью классическая или небольшие вкрапления современности все-таки будут присутствовать?

Чеховские
Чеховские "Три сестры" ставили во всём мире огромное количество раз. Фото: Омский драматический театр «Галёрка»

Егор Витько (Е.В.): Наш театр предполагает все-таки больше классическую форму, классический взгляд на пьесу. Но понятие «классический» достаточно условное, то есть это не будет эксперимент над Чеховым. Мы взяли текст, никак его не компилировали, ничего не переносили. Там есть, конечно, несколько купюр, которые, на мой взгляд, тормозили динамику, но они не значительные.

Мне хотелось, чтобы спектакль все-таки воспринимался органично в 21 веке, и при этом чтобы он не выглядел какой-то переделкой Чехова. Это должен быть симбиоз автора, актёров, режиссера, художника и так далее. Чтобы это было сотворчество, но на территории автора, а не на территории режиссера или кого-то еще.

- Почему вы решили ставить именно Чехова?

Костюмы сестёр - отражение их самих.
Костюмы сестёр - отражение их самих. Фото: Омский драматический театр «Галёрка»

Е. В: Чехов сам по себе это всегда вызов, проверка для любого режиссёра и труппы. Решение ставить Чехова – это не какая-то дань времени, хотелось посмотреть, насколько мы, наш коллектив, способны сейчас. Уже давно не было Чехова. Последний спектакль – это была моно работа Кирилла Витько, в котором играл Артем Савинов. С тех пор мы к Чехову не обращались. Захотелось все-таки себя проверить. А с точки зрения самой пьесы, ее актуальности и темы, Чехов все равно писал вечную драматургию. Об актуальности здесь говорить даже не приходится.

Чехову не навреди

- Владимир Федорович, а как вы отнеслись к предложению о постановке Чехова?

В Чехова надо вжиться.
В Чехова надо вжиться. Фото: Омский драматический театр «Галёрка»

Владимир Витько: Когда Егор со Светланой Павловной заявились с «Тремя сёстрами», у меня была одна просьба - не навреди, то есть Чехову не навреди, а всё остальное можно. Я считаю: вместо того, чтобы переделывать Чехова, лучше писать свои пьесы и ставить их. И не трогать человека, который уже тысячу раз перевернулся в гробу после всех постановок «по мотивам».

- Чем эта пьеса привлекла ваше внимание?

Е. В.: Спектакль создавался на каком-то энергетическом уровне. Мне просто показалось, что там есть вещи, которых не хватает современному человеку. Какой-то ностальгии по прошлому, по счастливой жизни. Сейчас мы живем в очень нервное время, последние полтора года все очень переживаем. А все-таки Чехов жил с ощущением конца своей жизни очень долго, но с этой мыслью он научился существовать так, что она не довлела над ним.

В
В "Галёрке" белые декорации. Фото: Омский драматический театр «Галёрка»

И вот этому нам всем поучиться бы у него, принятию и стремлению к какому-то счастливому будущему. Это главная тема «Трёх сестёр»: они как изгнанные из рая, из этой Москвы, но они мечтают и верят, что вернутся туда. И ведь они имеют на это право. И мы как люди имеем на это право. Имеем право мечтать, претендовать на какое-то спасение, на какое-то счастье.

- Почему вы таким странным образом определили жанр пьесы?

Е. В.: Я решил всё-таки прислушаться здесь к Антону Павловичу и выбрать какой-то жанр в качестве комедии, но не хотел писать просто комедия, не хотел штампов. И нашёл жанр чепухи, но ещё и по-чеховски, а чепуха по-чеховски – это реникса.

Сумма сознаний актёров и режиссера

- Как проходил кастинг при распределении ролей?

Чехов - это вызов для актёров.
Чехов - это вызов для актёров. Фото: Омский драматический театр «Галёрка»

Е. В.: У нас не было кастинга. Повторюсь, Чехов – это вызов.  У нас были молодые актрисы, которые, на мой взгляд и взгляд художественного руководителя, уже могли попробовать принять этот вызов. Реализовать свой творческий потенциал и раскрыть Чехова интересно. Когда актёр в своей работе делает что-то нереальное для самого себя, это всегда видно, всегда ощущается как что-то сильное.

Тут не важен даже талант, ведь когда человек преодолевает самого себя, это сильнее, чем когда человек одарён и просто работает на каком-то своём привычном уровне.

Хочу сказать, у нас ансамбль получился: каждый актёр на своем месте. Актёры очень много приносили сами, друг с другом репетировали, пробовали, предлагали. На этом формировались их взаимоотношения уже внутри текста.

- «Три сестры» ставили бессчётное количество раз. Есть ли что-то, что выделит вашу постановку?

Е. В.: - Цели удивлять у меня не было. Этот спектакль является суммой сознаний актёров и режиссера. Я такой же равноправный участник, как и они. Только я наблюдаю как бы со стороны и придаю этому исполнительский вид. Но я не диктую, могу только направить, подсказать, предложить какой-то концепт.

- Светлана Павловна, расскажите, как создавались декорации и костюмы?

Увидеть спектакль теперь можно будет уже только осенью.
Увидеть спектакль теперь можно будет уже только осенью. Фото: Омский драматический театр «Галёрка»

Светлана Пузырёва: Когда мы начали работу над «Тремя сестрами», естественно, у Чехова я увидела достаточно объёмные, пространные ремарки. И когда читаешь, ты начинаешь понимать, что в этих ремарках много звука и цвета.

Первым моментом как и был цвет. Там прописаны цвета костюмов трёх сестер, мы их оставили такими, как в произведении. В целом все костюмы подходят под эпоху, только для Натальи мы взяли модерн, потому что она изначально выбивается из общей массы. Она уже девушка с более современным сознанием, чем все остальные персонажи, поэтому её стиль немного отличается. Да, её пытаются изначально обсмеять, но на самом деле она уже немного впереди, у неё другой склад ума.

По факту прочтения пьесы я попыталась прощупать какое-то пространство, читала-читала, и поняла, что везде находится какой-то воздух. Поэтому, когда создавала декорации, я тоже думала про воздух. Большое пространство между колоннами, много прозрачной ткани. Всё это подчеркивает, выявляет воздух, ветер, лёгкость, которая царит в доме. С одной стороны – это все по пьесе, а с другой - глубоко изнутри меня. Я попыталась создать что-то, в чём мир, созданный режиссёром и актёрами, сможет максимально комфортно прорасти. И, мне кажется, что всё получилось.

12+

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах