В Омском государственном театре куклы, актёра, маски «Арлекин» - премьера спектакля «Бегемот-невидимка».
1 ноября в Малом зале зрителям показали фантастическую историю для всей семьи, которая поднимает очень актуальный для нашего времени вопрос: как важно в суете дней не просто слышать, но и видеть друг друга, а особенно — собственного ребёнка.
История, которую выбрали дети
Сюжет пьесы Марии Зелинской, положенной в основу постановки, многим родителям покажется знакомым. Пятилетний Гоша живёт с мамой, которая постоянно занята работой. Она заботится о нём, но не замечает самого главного – его одиночества и потребности в совместном времени. Однажды, побывав в зоопарке, Гоша встречает такого же одинокого бегемота и решает привести его домой. И он абсолютно уверен: мама огромного животного в квартире и не увидит. И ведь действительно не замечает!
У этой постановки есть уникальная предыстория, которая делает её по-настоящему народной. В прошлом сезоне «Арлекин» запустил семейный проект «Если бы я был... художником». В его рамках проходили читки пьес современных драматургов, после которых дети-участники переносили на бумагу свои эмоции и впечатления, создавая эскизы для будущего спектакля. Родителям и юным художникам было предложено выбрать из четырёх произведений самое интересное и актуальное. Их единодушным выбором стала история «Бегемот-невидимка» – трогательная повесть о дефиците самого ценного ресурса – времени, которое так важно проводить вместе с ребёнком.
Нарисованный мир
Режиссёром-постановщиком «Бегемота-невидимки» выступил Никита Петрищев, для которого это уже третья работа на сцене «Арлекина». Его знакомство с пьесой состоялось ещё несколько лет назад, когда она была отмечена на драматургическом конкурсе «Ремарка».
«Мы её прочитали с одногруппниками, и все решили, что надо ставить», – вспоминает режиссёр. Позже пьеса перекочевала в проект театра.
Визуальное решение спектакля, основанное на тех самых детских рисунках, создала приглашённый художник-постановщик из Москвы Александра Белоусова. Её знакомство с Никитой Петрищевым состоялось на лаборатории в Иркутске, где её стилистика и подход к оформлению привлекли внимание режиссёра.

Работа над художественной концепцией велась целый год. Изначально команда отталкивалась от стиля The Beatles и Англии 70-х, но в процессе поисков родилась идея сделать историю нарисованной.
«Идея была в том, что этот одинокий мальчик, Гоша, любит рисовать. Он любит рисовать у меня в обоих спектаклях, наверное, потому что это от внутреннего пошло, да, потому что я тоже ребёнок, который рисовал в детстве и создал свой собственный мир», – делится Александра.
Так и родилась метафора: вся история – это словно комикс, нарисованный главным героем. Сценография спектакля построена на плоских фигурах, отсылающих к комиксам с их «баблами» (речевыми пузырями) и облачками. Даже афиша и программки выполнены в виде обложки комикса. При этом создатели сознательно ушли от демонстрации на сцене сотовых телефонов и компьютеров, считая, что это «неправда» и плохо вяжется с театральным действием. Вместо них символом работы мамы стала… печатная машинка.
«Если дети не поймут, что это — им объяснят. Мы же все равно должны какую-то функцию нести, в том числе и образовательную», – комментирует режиссёр.
Бегемота тоже не заметили
Одной из самых ярких находок спектакля стал образ Бегемота. Если Гоша в постановке – это «супергерой», который через свой рисунок доносит до мамы важную мысль (такое решение стало развитием идеи режиссёра и художника), то Бегемот – это воплощение детской непосредственности и игривости. Режиссёр Никита Петрищев сразу знал, кому доверить эту роль:
«С бегемотом не было вообще сомнений. Это единственная, наверное, роль, с кем я не сомневался. Я понимал, что это будет Эдуард Эрикович».

Эдуард Павлинцев, заслуженный артист РФ, действительно блестяще справляется с задачей. Его Бегемот – не увалень, а забавный, заводной и очень трогательный персонаж, который проходит свою собственную трансформацию.
«В начале он сидит в клетке, он ни разу на волю не выходил... И тут он заинтересовался, ему понравилось, и он стал совсем другим. Главное, когда образ меняется от одного к другому, переходит, это, мне кажется, самое лучшее», – объясняет артист. Играть такую роль, несмотря на тяжесть костюма, ему невероятно интересно:
«Почему мне нравится театр? Потому что это не одно и то же. В кино не переиграешь. А в театре можно переиграть. Вот это мне нравится».
Отдельного внимания заслуживает внешний вид куклы Бегемота. Художник Александра Белоусова не стала делать его полностью плоским. Напротив, это объёмная кукла с забавно увеличенной задней частью и милым хвостиком.

«Ой, это такое баловство, знаете, какое-то детское, – признается художница. – Взять и показать на сцене огромную... (смеётся). Изначально в эскизах были глаза... а потом вдруг возникла идея показать заднюю часть животного». На создание такого образа её вдохновила предупреждающая табличка в зоопарках: «Не подходите к бегемоту сзади». В спектакле же зрителям как раз разрешили это «запретное» действие, воплотив детскую мечту.
Что же касается финальной сцены, где Бегемот предстаёт в образе рокера, то это – чистая фантазия и смелый художественный ход. Как признается Эдуард Павлинцев, рок ему не сильно близок (он предпочитает авторскую песню), но как артист он с блеском выполняет задачу, поставленную режиссёром и художником.
6+
Сейчас вы уснёте! Омский театр «Арлекин» открыл сезон премьерой «Огниво»
Сон наяву. Юбилейный сезон в Омском «Арлекине» стартует премьерой «Огниво»
«Роль нужно сделать своей!» Кто играет взрослые роли в «детском» театре
Выглянул в окошко. Как петушок с золотым гребешком стал героем «Арлекина»
Китайская сказка. «Арлекин» превратил омскую площадь в столицу Поднебесной