В Омске под открытым небом прошла премьера необычного спектакля — «Турандот» в уличном формате. Новый для «Арлекина» жанр спектакля-церемониала объединил фарс, восточную экзотику и живое общение со зрителем.
Спектакль по сказке Карло Гоцци прошёл прямо на площади перед театром — на импровизированной сцене с максимально живым контактом, минимумом декораций и большой толпой заинтересовавшихся прохожих.
Сцена — это город
Для «Арлекина» это эксперимент: уличный жанр, максимальное вовлечение зрителя, и никакой дистанции между актёрами и «залом». Действо развернулось прямо на площади, где Турандот и Император неспешно шествовали мимо собравшихся горожан, приветствуя их, превращая каждого в «пекинцев» и «пекинесс».

«Кланяйтесь Императору!», — кричат мудрецы и бегут к зрителям, чтобы в шутливой форме заставить каждого склонить голову перед правителем. И публика со смехом вынуждена подчиняться.
А в финале яркий китайский свадебный обряд, в котором уже жители помогают выносить мантии жениха и невесты, нести фонарики, «освещающие» путь молодожёнов. И всё завершается массовым весёлым танцем.
Кстати, зрители отметили красоту музыки. Она — ещё один герой спектакля. В постановке звучит фанк, китайская адаптация вальса Мендельсона и «Похоронная процессия».
Мотоциклы и случайные зрители
Уличный театр — всегда риск. Погода в этот вечер, к счастью, была на стороне театра: ни дождя, ни сильного ветра, которые так мешают в уличных спектаклях. На площади тёплый закат, золотой свет на колоннаде, лёгкий ветерок — почти китайская открытка.
Улица диктует свои законы. Случайный прохожий, машина, птица — всё может вмешаться. Но актёры учатся работать с этим. На репетициях они пытались вовлекать даже проходящих мимо собак — чтобы во время спектакля быть готовыми к любым неожиданностям.
Во время премьеры лишь однажды улица отвлекла зрителей от действа. Из-за угла выехали два десятка мотоциклов и с рёвом умчались по проспекту Маркса. Актёры не отвлеклись ни на секунду. Профессионализм, тренированный на репетициях со шквалистым ветром и криками случайных прохожих, сработал безупречно.
Случайных зрителей — тех, кто просто шёл мимо и остался посмотреть — было много. Но были и те, кто пришли намеренно, хоть и не хватило билета. Люди приносили складные стулья, садились прямо на ступени, дети смотрели спектакль на плечах у родителей. И никто не хотел уходить — до самого финального танца.
Травмы и каламбуры
Сюжет остался классическим: инфантильная и травмированная принцесса Турандот раздаёт женихам смертельные загадки. Разгадать их удаётся принцу Калафу, который даёт принцессе шанс избежать брака, если она угадает его имя. Принцесса колеблется между страхом и любовью, но побеждает, конечно, чувство.
В уличной версии это комедийная постановка с подтекстом для взрослых. Как отметила режиссёр спектакля Мария Плаксина, это история о двух странных людях: оба интеллектуалы, оба немного зазнайки, оба «очкарики», не вписывающиеся в привычную схему чувств. «Турандот» — не сказка о женской жестокости, а история роста и преодоления детских травм.
Принцесса (Влада Лапшина) управляет почти трёхметровой куклой, символизирующей незрелость, в которую Турандот укуталась, как в кокон. За которой настоящая она, боящаяся любви и потери самой себя, прячется от внешнего мира.

На плечах актрисы не только сложный образ, но и управление огромной куклой.
«С ней сложно, особенно когда дует ветер. А ветер у нас постоянный партнёр, — улыбается Влада Лапшина. — Но самое трудное — держать синхронность. Ты не один работаешь с куклой, нужно чувствовать других. Мы с девочками это прорабатываем».
Принц Калаф (Андрей Набивачев) — комичный в своей серьёзности: пафосный, гордый, но постоянно попадающий в нелепые ситуации. Влюбляется — и теряет контроль.
Но главные любимцы публики — мудрецы в исполнении Дмитрия Войдака и Алексея Горбунова. Они смешно импровизируют, разгуливают среди зрителей, перебрасываются каламбурами и вовлекают в действие каждого. В запасе у них десятки остроумных реплик, и они держат темп спектакля как настоящие церемониймейстеры.

Именно они создают ту самую уличную атмосферу, в которой полностью разрушена «четвёртая стена». Зритель не наблюдатель, а участник. Для детей это красивая сказка, для взрослых — терапевтический фарс.
«Турандот» в уличном формате — не просто удачный опыт, а важный шаг для омского театра. Это спектакль не про Поднебесную, а про каждого, кто боится любить. Про тех, кто прячется за масками, а потом выходит на свет и танцует под закатное солнце.
12+