Аргументы и Факты
omsk.aif.ru
Омск
Аргументы и Факты
omsk.aif.ru
Омск
Примерное время чтения: 11 минут
121

«Роль нужно сделать своей!» Кто играет взрослые роли в «детском» театре

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 26. АиФ в Омске № 26 25/06/2025
Во время спектакля актёр не становится единым целым с героем, а показывает его, оставаясь собой.
Во время спектакля актёр не становится единым целым с героем, а показывает его, оставаясь собой. Пресс-служба театра кукол «Арлекин»

Кукольный театр давно вышел за рамки детского развлечения. Сейчас на его сцене может появиться любой автор: от Гоголя до Шекспира; любой жанр: от детской сказки до сложного философского трактата — если использовать правильные приёмы.

Как остроязычный юморист Петрушка воплотил серьёзную драматическую роль и как кукольный театр размывает свои границы, рассказал актёр-кукольник с 25-летним стажем и драматург Омского государственного тетра куклы, актёра, маски «Арлекин» Дмитрий Войдак.

В этом году он стал лауреатом Омского областного конкурса-фестиваля «Лучшая те­атральная работа» — уже в третий раз награждён премией им. А. Т. Варжало «За творческие достижения в искусстве кукольного театра».

Подробности в материале сайта «АиФ в Омске».

Совместить несовместимое

Александра Левашова, omsk.aif.ru: Дмитрий, недавно вы получили награду за лучшую те­атральную работу в области кукольного искусства за спектакль «Сон смешного человека». Достоевский и театр кукол — это ведь несовместимые вещи. Как возникла идея соединить их и как вам удалось её реализовать?

Дмитрий Войдак: Я уже 25 лет работаю в театре, и все эти годы пытаюсь донести до людей, что кукольный театр подходит для любой аудитории. Любого автора, которого можно поставить в драматическом театре, можно адаптировать для кукольного представления. Просто подход будет немного другим: будут использованы куклы и специфические приёмы кукольного театра. Почему бы не поставить Достоевского в театре кукол? Для меня это нормально.

Достоевский — это не драматургия, а литературный текст, монолог. Мы с режиссёром Никитой Петрищевым попытались превратить литературный текст в кукольное действие.

По характеру я всегда был близок образу Петрушки. Но нашёл я его, только когда стал актёром театра кукол. Понял, что это тот образ, который мне близок, который я, скорее, не хочу изображать, а являюсь им.

Классический Петрушка — острослов, шутил на злобу дня. Он мне близок своим острым языком и отсутствием тормозов. Когда говорят, что ты ходишь по лезвию ножа, это и есть настоящая «петрушковость». Хотя нужно уметь ходить по грани, не нарушая этических границ.

Но я сторонник школы представления, а не переживания (Станиславского). То есть я знаю, что я актёр Дмитрий Войдак, и я рассказываю о Хлестакове или Ромео. Я смотрю на персонажа со стороны и показываю его таким, каким вижу.

Но в «Сне смешного человека» я попробовал существовать в системе Станиславского. Я пытался прочувствовать героя и вжиться в него, пропустить его через себя. Это был очень интересный опыт. Во-первых, потому что это драматическая роль, серьёзная, а у меня амплуа комического героя.

Мне нравится играть в этом спектакле. Когда он заканчивается, я чувствую облегчение и приятную усталость. Это показатель того, что спектакль прошёл хорошо и роль удалась. Насколько она правдоподобна — это уже решает зритель.

«По характеру я всегда был близок образу Петрушки. Но нашёл я его, только когда стал актёром театра кукол».
«По характеру я всегда был близок образу Петрушки. Но нашёл я его, только когда стал актёром театра кукол». Фото: Пресс-служба театра кукол «Арлекин»

— Что для вас значит награда, которую вы получили за этот спектакль?

— Любая награда для актёра — это приятно и значимо. Премию им. Анастасии Варжало я получаю уже в третий раз: за «Ревизора», «Холодное сердце» и «Сон смешного человека». Но в Омске у нас странная система награждения. Мы — театр кукол, и мы как будто соревнуемся сами с собой или максимум с театром из Калачинска.

Хотелось бы бороться за другие премии, например, им. Щёголева за лучшую мужскую роль. Не обязательно выигрывать, но попасть в номинацию было бы здорово. Мне хочется выходить за рамки города и области, участвовать в фестивалях. Если будет такая возможность, я буду рад.

Актёр создаёт образ

— Есть ли во время спектакля между актёром и куклой какая-то грань?

— Я не становлюсь единым целым с персонажем. Я не Ромео, не Хлестаков, не Карабас-Барабас. Я — актёр, и я создаю образ. Я представляю, какими должны быть голос и повадки персонажа, и стараюсь передать это зрителю. Например, если это Котофей Иванович, я представляю его мяукающим, вальяжным и толстым. Я не становлюсь котом, я остаюсь актёром, который представляет этого персонажа публике.

— Есть ли у вас роль мечты, к которой вы стремитесь или до которой ещё растёте? Как вы определяете, что эта роль — ваша?

— До недавнего времени такой ролью был образ из «Сна смешного человека». Я хотел её, шёл к ней, работал над ней. И вот спустя десять лет я её наконец-то сыграл. Сейчас у меня нет такой конкретной цели, я просто работаю над тем, что предлагают режиссёры, потому что в театре не только я один, но свою мечту я осуществил. Мне её разрешили воплотить, и я этим доволен. Однако я надеюсь, что в будущем появятся достойные роли, и я продолжу развиваться, стремиться к большему.

Любую роль нужно сделать своей. Я не могу сказать, что когда-то хотел сыграть Ромео. Наверное, не хотел. Но режиссёр дал мне её, и я попытался сделать Ромео своим. Я хотел сыграть Хлестакова и сыграл его по-своему.

— Расскажите, как вы пришли к написанию пьес? Что мотивирует вас создавать детские произведения и как происходит процесс создания новых историй?

— Всё началось случайно: меня попросили написать сценарий для новогодней программы. Потом режиссёр попросил меня написать пьесу по «Волшебнику Изумрудного города». Затем я написал первую сказку, посвящённую моему сыну. У меня стали заказывать, брать работы для постановок.

Я не учился на профессионального драматурга, пишу, как чувствую. Возможно, не знаю всех правил и теорий, но участвую в конкурсах.

Я трижды побеждал в конкурсе «Евразия» у Николая Коляды: два раза занимал второе место и один раз — первое в номинации «Драматургия для детей». Меня иногда просят инсценировать или написать что-то для театров.

Сейчас я пишу инсценировку «Теремка» для московского театра. Мои спектакли ставят в кукольных, драматических те­атрах и ТЮЗах.

Часто идея приходит мгновенно. Но иногда я немножко помучаюсь, поразмышляю, особенно если это заказ. Во многом мне помогает моя жена Наталья. Например, когда мы придумывали имя для богатыря Степана Ромашкина, она предложила фамилию. Она также помогала мне с сюжетом пьесы, которую ставила в Новосибирске ка 1719 к режиссёр.

Иногда я думаю, что зашёл в тупик, но жена может подсказать решение. Её идеи помогают мне двигаться дальше, за что я ей очень благодарен.

Границы между театрами стираются

— Как вы видите будущее те­атра кукол?

— В России есть школы и высшие учебные заведения, где готовят актёров-кукольников: в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Иркутске. Мой сын учится в Ярославле на втором курсе актёрского факультета, специализация — кукольник.

Театр кукол продолжает существовать и развиваться. Хотя он становится более синтетическим искусством, объединяя в себе элементы драматического театра, театра пластики и других жанров. Актёры уже не скрываются за ширмой, но всё же основным инструментом остаётся кукла.

Сейчас многие драматические театры используют кукол в своих постановках. Возможно, в будущем границы между театральными жанрами станут ещё более размытыми, и мы будем говорить просто о театре, без уточнений.

Во время спектакля.
По пьесам Дмитрия Войдака ставят спектакли для детей. Фото: Пресс-служба театра кукол «Арлекин»

Главный вопрос

— Особенность кукольного театра в том, что на детских спектаклях в зале присутствуют и дети, и взрослые. С кем вам легче общаться?

— Рассмешить детей, конечно, проще, потому что они открытая и благодарная публика. Главное — нельзя их обманывать. Взрослые, если спектакль им не нравится, могут досидеть до конца и обсудить его позже между собой. Дети же, если их что-то не увлекает, сразу начинают шуметь и отвлекаться. Поэтому они своего рода лакмусовая бумажка, которая показывает, насколько спектакль успешен. Одобрение детей искреннее и настоящее. Оно гораздо ценнее, чем одобрение взрослых.

Однажды на бенефисе Геннадия Власова мы играли спектакль «Кариус и Бактус». В конце директор вышел на сцену и попросил зрителей ещё раз поздравить его. И тут с первого ряда вскочил мальчик и побежал обнимать Геннадия Викторовича. За ним последовали другие дети. Этот момент был настолько трогательным и искренним — играть для детей хочется ради таких эмоций. Забываешь обо всех взрослых заморочках и становишься самим собой. Поэтому, когда меня спрашивают, почему я всю жизнь работаю с детьми, — для меня это очень глупый вопрос.

ДОСЬЕ
Дмитрий ВОЙДАК. Служит в театре актёры, куклы, маски «Арлекин» с 1999 года. Окончил СПбГАТИ. Лауреат многочисленных театральных фестивалей и драматургических конкурсов. По итогам XIII Международного конкурса драматургов «Евразия» удостоен первой премии в номинации «Пьеса для детского театра» за пьесу «Волчье сердце». Заслуженный артист России, заслуженный деятель культуры Омской области. Лауреат областного фестиваля – конкурса «Лучшая театральная работа» в номинации «За творческие достижения в искусстве кукольного театра»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах