Примерное время чтения: 6 минут
467

О мёртвых пиратах и сокровищах: как трансформировали реальность в ТЮЗе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ в Омске 05/11/2014
Премьера спектакля «Остров сокровищ» в омском ТЮЗе.
Премьера спектакля «Остров сокровищ» в омском ТЮЗе. / Владимир Казионов / АиФ

Роман «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона в интерпретации режиссёра и художественного руководителя омского ТЮЗа Владимира Золоторя получился довольно взрослой историей с элементами стимпанка и трансформацией реальности. Премьера спектакля стала ещё одной попыткой переориентировать школьников с классических детских постановок на нечто более серьёзное и вдумчивое.

Чашка чая после войны  

Авантюрно-приключенческая история, с одной стороны, беспроигрышный вариант спектакля для подростков. Пираты, сокровища, погоня и бутылка рома хоть и выглядят идеальным литературным «крючком», но всё же навевают мысли из серии средней температуры по больнице. И выбор конкретного произведения может расставить точки совсем над другими буквами. «Остров сокровищ» Стивенсона традиционно относят исключительно к детским произведениям. Режиссёр Владимир Золотарь своим новым спектаклем напоминает, что в этих приключениях с лихвой хватает и цинизма, и злой иронии, и всех остальных тем, о которых в ТЮЗах не слишком часто задумываются:

У Стивенсона очень много элементарного цинизма для детской истории. Если бы сегодня отечественный литератор написал бы такую пьесу для театра, то наш министр культуры Мединский сказал бы, что это крамола. Там же ребёнок убивает на наших глазах! И на его глазах положили тьму хороших людей, хотя в наших фильмах и мультиках хорошие люди никогда не умирают. В «Острове сокровищ» ведь не только пиратов в капусту покрошили. Но при всей ироничности формы - это очень непростая история. Стивенсон – страшный иронист! У него много пародии на всё английское. Англичане вообще очень скучные. И Стивенсон во многом пародирует именно эту их черту. Здесь очень сложный баланс – увлекательно рассказать про педантичных и скучных людей, которые попали в ситуацию войны. Тут вроде постреляли и сразу же выпили чашечку чая. Такая структура создаёт иронию.  

Премьера спектакля «Остров сокровищ» в омском ТЮЗе. Фото: АиФ / Владимир Казионов

Впрочем, вся ирония Стивенсона нисколько не убавляет серьёзности и трагичности многих моментов спектакля. «Остров сокровищ» получился этаким приключенческим романом-трагикомедией длиной в 2 часа 40 минут. Временные рамки для подросткового спектакля несколько затянуты и зрителям изначально придётся настроиться на почти трёхчасовое действо. Особого, что называется, «экшена» в спектакле нет, хотя пиратских разборок хватит с лихвой. Как говорится, хороший пират – мёртвый пират.

Отдельный разговор об актёрах, исполнивших главные роли мальчика Джима Хокинса - 14-летний Слава Чехомов и 12-летний Марк Первушин. Оба они занимаются в Студии Лицейского театра. Юные актёры со своей миссией справились на отлично - именно на них построено основное действие спектакля.

Премьера спектакля «Остров сокровищ» в омском ТЮЗе. Фото: АиФ / Владимир Казионов

О музыкальных «страшилочках»  

«Остров сокровищ» в визуальном отношении получился очень графичным, лаконичным и атмосферным воплощением старой Англии. Причём это больше напоминает параллельную реальность, а не точную реконструкцию ушедшей эпохи. Не зря Владимир Золотарь задействовал в постановке элементы стимпанка. Это направление научной фантастики моделирует цивилизацию. Как правило, здесь подразумевается альтернативный вариант развития человечества.  

Премьера спектакля «Остров сокровищ» в омском ТЮЗе. Фото: АиФ / Владимир Казионов

Можно задаться целью и сделать историческую реконструкцию, - говорит Михаил Кукушкин, занимавшийся сценографией спектакля. – Стиманк – это некая трансформированная реальность, вневременная история, где смешаны прошлое и будущее. Причём не реальное будущее, а такое, каким его изображали в иллюстрациях к романам Жюль Верна в XIX веке. То есть когда люди пытались фантазировать и придумывали те механизмы, которых не существовало. Сейчас всё это выглядит комично, но красиво. Именно поэтому и возник этот стиль, сочетающий архаику и представления о будущем. Всё это находит отражение в костюмах и деталях реквизита.

Что касается музыки «Острова сокровищ», то здесь не обошлось без иронии и пародии на кинематограф. Композитор Ольга Шайдуллина целенаправленно ориентировалась на некие музыкальные «страшилочки» с замиранием сердца. Также при написании музыки к спектаклю были использованы инструменты из «разных миров».

Премьера спектакля «Остров сокровищ» в омском ТЮЗе. Фото: АиФ / Владимир Казионов

Оценить  необычный вариант «Острова сокровищ» в стиле стимпанка омским школьникам предлагают с 9 лет – именно с такой возрастной маркировкой новый спектакль был представлен публике. Впрочем, взрослым тоже будет интересно вспомнить о том, что в жизни всегда есть место приключениям и сложному жизненному выбору. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах