Омск, 20 июня – АиФ-Омск. Август в Каннах в этом году приобретёт ярко выраженный сибирский акцент. Неделя русского искусства пройдёт во Франции уже в 16-й раз и честь представлять нашу страну на этот раз выпала Омской области.
С 23 по 27 августа сибиряки в режиме нон-стоп будут удивлять европейскую публику своей культурой и традициями. Медведей на Лазурный берег не повезут (хотя французы, однозначно, пришли бы в восторг), но вручную расписанные балалайки в Каннах покажут. И даже научат всех желающих азам урало-сибирской росписи. Узоры на старинных предметах только на первый взгляд кажутся чем-то простым и незамысловатым, на деле же это целый пласт народной культуры.
Корреспонденты «АиФ в Омске» заглянули в мастерские ремесленников и узнали, чем сибиряки будут удивлять французов. О наших умельцах мы будем рассказывать ближайшие два месяца и наш первый гость – Наталья Киселёва, которая проведёт в Каннах мастер-класс по урало-сибирской росписи.
Прялки по наследству
Ручная роспись на рубеже XIX-XX веков была, образно говоря, самым настоящим модным трендом. Расписывали дома, стены, потолки, мебель, прялки – в общем, всё, где орнамент хоть как-то мог порадовать своего счастливого обладателя. Счастливого – без капли иронии. Хотя спустя сто лет сложно понять, почему любой уважающий себя житель нашей страны готов был выложить немаленькую сумму денег, к примеру, за узоры на ставнях дома? Да, порой получались настоящие произведения искусства, которые, к счастью, дожили и до наших дней. Наталья Киселёва – один из исследователей урало-сибирской росписи, народное творчество изучает уже десять лет. Изначально увлекалась дымковской игрушкой, пока однажды известный омский краевед Владимир Селюк не спросил: «Ну почему именно дымковская игрушка? У нас же тоже, наверняка, есть что-то своё, сибирское…».
– Я как раз тогда начала сотрудничать с сибирским культурным центром, – объясняет Наталья. – Акцент здесь всегда был не на общерусских традициях, а на сибирских. Тогда я узнала, что традиционная роспись встречалась и в Омской области. Начала ездить в этнографические экспедиции, фиксировала предметы росписи, пыталась понять расположение узоров, составляла схемы…
С каждым годом становится всё сложнее найти в деревнях Омской области старинные расписные предметы быта. Если они не хранятся где-нибудь на чердаках, то давно уже выброшены, потеряны или сожжены. Больше всего повезло прялкам, которые бережно хранили и традиционно передавали от матери к дочери. В мастерской сибирского культурного центра целая коллекция прялок из районов Омской области. С трещинами, сколами и выцветшими узорами, но в этом и есть их прелесть.
– Вот эта прялочка из Усть-Ишимского района, деревни Большая Бича, предположительно, она свадебная, – объясняет Наталья Киселёва. – Видите, вот здесь жених с невестой нарисованы. А вот эта, зелёная, моя самая любимая, узор невероятный, правда?
Про Достоевского
Стоит сказать, что упоминание о народных мастерах есть даже у Достоевского в «Записках из мёртвого дома», которые появились во время нахождения писателя в омском остроге. Достоевский отмечал, что один из ссыльных великолепно расписывал дома: «Дом был деревянный, одноэтажный, довольно дряхлый и чрезвычайно шелудивый снаружи: расписано же внутри было, как во дворце…». Если не брать во внимание особенности пребывания на каторге, то в целом, таким «интерьерным дизайнером» именоваться было почётно. Мастерам по росписи не только платили, но и кормили, поили, а за хорошую работу и вовсе могли трое суток катать на тройке лошадей в знак уважения. Мастера кочевали по деревням, от одного заказчика к другому. Часто подписывали свои работы.
Так, например, в сибирском культурном центре есть деталь деревянной софы, на которой старательно выведено: «Василий А., 1892 г.» (прим. – экспонат из фондов музея этнографии при кафедре культурологи филфака ОмГПУ, из коллекции собирателя Натальи Козловой).
Другой занимательный экспонат – филёнка из Большеуковского района, этакий аналог кафельной плитки, но из дерева.
– Я разговаривала с бабушкой, которая жила в этом доме в детстве, где стены были обиты филёнками, – объясняет Наталья Киселёва. – У неё на всю жизнь осталось ощущение того, в каком красивом доме она выросла. Это на самом деле удивительно, когда люди постоянно находились в такой атмосфере. Просыпаешься, открываешь глаза, а перед тобой расписной потолок.
Хитрая роспись
Периодически Наталья Киселёва проводит мастер-классы по урало-сибирской росписи. Среди желающих, к слову, не только художники.
– Это роспись хитрая, иногда у художника получится хуже, чем у человека, который первый раз в жизни взял кисточку в руки, – рассказывает Наталья Юрьевна. – С одной стороны выглядит наивно, но с другой, здесь есть глубина. Степень мастерства определить сложно. Что есть мастерство – тщательно выведенный или далеко не идеальный мазок? Нужно понимать, что основа традиционного искусства – идея, а средства её воплощения могут быть самыми разнообразными.
Наталья Юрьевна берет зелёную дощечку и объясняет нам, как нарисовать цветок в стиле урало-сибирской росписи:
– Орнаменты в этой росписи растительные, геометрия встречается в качестве дополнения. В основном мастера изображали цветы, деревья, листья, птицы. Одна из основных техник росписи, когда на кисть берётся сразу две краски и мазок получается двухцветным, создаётся ощущение объёма. Светлой краской обычно рисовали по наружному краю, тёмной – по внутреннему.
Если честно, цветок, который мы попытались нарисовать, мало напоминал произведение искусства, но Наталья Юрьевна успокаивает – главное в урало-сибирской росписи – идея. Хотя опыт, конечно, лишним никогда не будет.
Научим французов рисовать!
Формат мастер-класса по урало-сибирской росписи, который Наталья Киселёва проведёт в Каннах на неделе русской культуры, выбран не случайно:
– Обычной выставкой сейчас мало кого удивишь. Её можно и в Интернете посмотреть, а вот непосредственного общения людям не хватает. Дети даже иногда подходят к нам и за руку берут, трогают. Конечно, во Франции, как и в остальной Европе, масляная роспись тоже была популярной. Но этническая составляющая любого народа всегда интереса. Так что в Каннах мы будем учить французов расписывать доски сюжетами, характерными для урало-сибирской росписи.
О том, что такое вырезанки и зачем их омичи покажут во Франции, в ближайшее время читайте на нашем сайте.