На фестивале русской культуры в Каннах, который пройдёт с 23 по 27 августа, омский микроминиатюрист Анатолий Коненко покажет европейцам свои работы. Все они, разумеется, с уклоном в русскую культуру: самый маленький в мире валенок, снежинка, балалайка в кедровом орешке…
С Анатолием Ивановичем «АиФ в Омске» встретился накануне фестиваля.
В снегу и под микроскопом
omsk.aif.ru: - Анатолий Иванович, на Ваш взгляд, такие фестивали культуры вообще нужны? Зачем французам наша Сибирь?
Анатолий Коненко: - Знаете, я вчера встретил человека, который по турпутёвке недавно ездил в Канны. Он говорил мне, что по всем Каннам развешаны плакаты, на которых написано, что скоро к ним приезжают омские артисты. Представляете, сколько уже людей, которые были во Франции, знают, что мы будем выступать? И если тебе нечего показать, в Канны никто не позовёт. Другое дело, что задачи там будут решаться не только культурные, но и экономические, на уровне губернатора. Одно без другого никак. К тому же для Европы культура Сибири – понятие далёкое. И мы должны показать, что культура у нас есть, что мы умеем и петь, и танцевать, и прикладное искусство у нас развито. Думаю, что фестиваль пройдёт хорошо, и французы станут по-другому понимать Сибирь и Россию в целом.
А.К.: - Отличают. Москва для них – это одно понятие, а Сибирь – другое. В Сибирь всегда отправляли в ссылку, так Сибирь воспринимали раньше и также воспринимают сейчас. Сколько не разговариваю с людьми заграницей, они спрашивают: «А что, в Сибирь можно приехать? Там кроме тайги и медведей что-то есть? Люди живут? На рудниках работают, ила на самом деле живут?». За границей мало знают о России.
omsk.aif.ru: - Омичи будут представлять в Каннах русскую зиму. Зима – наш главный символ?
А.К.: - Русское лето мы туда точно не повезём (смеётся). Я вспоминаю, как в музее миниатюр мира во французском Монтелимаре у меня иногда спрашивают: «Откуда ты приехал?». Когда люди узнают про Сибирь, они сразу скукоживаются, как будто им холодно и говорят: «И там ты сидишь в снегу и под микроскопом что то делаешь?!». Так что для них зима и Сибирь – это вполне нормально.
omsk.aif.ru: - Расскажите про Ваш музей во Франции.
А.К.: - Он находится в городе Монтелимар, это между Парижем и Каннами. Музей миниатюр мира – большое трёхэтажное здание. Мои работы находятся здесь больше десяти лет и занимают практически весь первый этаж. Я там один из России, остальные мастера из Испании, Франции, Германии. К тому же, микроминиатюры там нет. Отмечу, что музеев микроминиатюры в мире вообще не существует. Только миниатюра – различные куклы, посуда, интерьеры помещений… Но миниатюра подразумевает определённый масштаб - 1 к 12. Во Франции даже есть магазины, где эти работы можно приобрести. Многие люди покупают различные миниатюрные вещи и составляют коллекции. И какая-нибудь миниатюрная кроватка иногда стоит дороже настоящей.
Иностранцы с блокнотами
omsk.aif.ru: - Кто больше удивляется вашим работам? Русские или иностранцы?
А.К.: - Русские люди не так бурно выражают эмоции. А те же французы, японцы или китайцы в выражении чувств себя не сдерживают. Интересно наблюдать за тем, какие именно работы привлекают их внимание. Иностранцы очень скрупулёзно всё рассматривают. Русские люди обычно пробегают мимо, остановятся, удивятся и дальше побегут. А иностранцы достают блокнотики, начинают записывать, расспрашивать сотрудников музея… Я даже не знаю, для чего им это нужно.
omsk.aif.ru: - Какие работы Вы отобрали для фестиваля в Каннах?
А.К.: - Всё, что связано с Россией: валенки, снежинка, балалайка в рисовом зернышке, микророспись тарелочек под хохлому, ещё Эйфелева башня на усике комара и несколько микрокниг. У меня не было задачи привезти самые маленькие веще. Иногда, если микроминиатюры чуть больше, они интереснее смотрятся.
А.К.: - Я отовсюду привожу идею. Смотришь на что-нибудь, а в голове только одна мысль: «Что можно сделать в миниатюре?». Так у любого мастера бывает.
omsk.aif.ru: - Идеи возникают спонтанно?
А.К.: - Да. Хотя бывает, что едешь несколько дней в поезде и, казалось бы, сиди и придумывай. Но не факт, что за три дня в голову придёт что-то стоящее. Но бывает, что достаточно просто взглянуть на какой-то предмет, как появляется идея для новой работы. Так что, уверен, в Каннах вдохновение ко мне тоже придёт.
Досье
Анатолий Коненко, художник-микроминиатюрист. Родился в Оренбургской области. Окончил Омский строительный техникум по специальности «техник-архитектор» и художественно-графический факультет ОмГПУ. Преподавал в строительном техникуме. В 1981 году первым в Сибири начал заниматься микроминиатюрой. Сейчас работает вместе с сыном Станиславом. Недавно они официально были приняты в Международную ассоциацию «Искусство народов мира». Выставки миниатюр проходят в разных странах – России, Германии, Австрии, Франции, Италии, Чехии, Китае, Японии, Америки, Англии.