«Гоголь на коньках» - именно так можно в двух словах охарактеризовать спектакль Александринки в постановке режиссёра Валерия Фокина. Он превратил сцену в каток, а всех актёров поставил на коньки. Последним пришлось нелегко - все действующие лица перед премьерой «звучно резали лёд», точнее, срочно овладевали искусством фигурного катания.
Как актёры «въезжали» в спектакль
Классическую до мозга костей гоголевскую «Женитьбу» (шутка ли - во всех театрах страны с 1842 года!) у Фокина получилась абсолютно не классической. Спектакль озорной, лёгкий и очень ироничный. Стоит отметить, что первый раз «Женитьбу» поставили именно на сцене Александрийского театра. Но за всё это время – 170 лет - никто не додумался превратить знакомый всем сюжет в ледовое представление.
- Именно на парадоксальных стыках комического и трагического, в соединении противоположностей выявляется глубинная суть Гоголя, - отмечает Валерий Фокин. - И «Женитьба» даёт основания для такого подхода. Это особый, чисто гоголевский многослойный коктейль – невозможно даже определить каждый из этих слоев по отдельности. Чем их больше, чем больше переливов в этой смеси, тем правильнее для сценического прочтения Гоголя.
Гоголевский юмор на льду как нельзя пришёлся под стать нашему времени. Спектакль оценили как зрители, так и критики – он стал лауреатом российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинациях «Лучшая работа режиссёра» и «Лучшая работа художника». Лёд у питерцев, разумеется, не настоящий. Иначе, по словам Юлии Марченко, исполнительницы роли Агафьи Тихоновной, актёры с их темпераментов во время действия имели все шансы улететь прямо в зрительный зал. Однако усилий для катания по такому пластиковому льду нужно в два раза больше.
- «Въезжать» в спектакль было трудно во всех смыслах, - рассказывает Юлия Марченко. – Почти полгода мы по два раза в неделю занимались с тренером по фигурному катанию на нормальном льду. Когда появился пластик, наши тренеры были шокированы, потому что кататься на таком покрытии они просто не умели. Я вообще очень люблю «Женитьбу», но не потому, что это моя первая большая роль в театре. Роль Агафьи Тихоновны характерная, для меня она стала испытанием. Текст пьесы требует глубокого проживания ситуации, её обострения. И я всегда говорю, что играю трагедию. И в конце спектакля всегда чувствую себя лошадью, потому что с тебя сходит семь потов и вода оказывается самым вкусным напитком на свете.
Как на стадионе
Сцена музыкального театра, на которой в Омске и показали «Женитьбу», для актёров Александринки стала не менее тяжёлым испытанием, нежели вышеописанные коньки. Дело в том, что на сцену драмы все декорации не уместились, а музыкальный для данного спектакля почти что стадион.
- Площадка абсолютно не театральная и не подходит для драматического театра, а уж тем более, для этого спектакля, - прокомментировал Валерий Фокин. – Играть было тяжело, пришлось прибегнуть к разным подзвучкам, чего мы никогда не делаем.
Исполнитель роли Подколесина, Игорь Волков, сравнил сыгранный спектакль в Омске с… чемпионатом Европы по футболу. Дело в том, что перед началом спектакля, актёр лежит на сцене на диване под одеялом. И зрители его совсем не замечают – рассаживаются по местам, читают программки, рассматривают декорации…
- Я лежал на диване и чуть не умер, - смеётся Игорь Волков. – Слышишь этот гул, когда зал заполняется, и такое ощущение, что ты не в театре, а на стадионе. Что сейчас начнётся не спектакль, а чемпионат Европы по футболу. Какой-то даже внутренний испуг появился. Сложно было играть из-за зала, но зритель нам очень понравился.
Что касается омичей, то они, как недавно сказал актёр Евгений Миронов, на самом деле «развращенны хорошим театром». Всю степень абсурдности и юмора, все нюансы гоголевской «Женитьбы» судя по реакции зала, были поняты. А к таким родным валенкам, шубам и платкам, русский зритель априори относится положительно.
Справка
Александринский театр, он же Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина - санкт-петербургский театр, один из старейших драматических театров России, сохранившихся до нашего времени. Первый постоянный публичный театр в России был основан по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1756 году. Первоначальное название - «Русский для представлений трагедий и комедий театр». Труппу возглавил «отец русского театра» Фёдор Волков, директором театра стал драматург А. П. Сумароков. С 1759 года театр получил статус придворного. С 1832 года театр стал называться Александринским, названо было в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны.
Весь Дневник фестиваля