aif.ru counter
124

«Царица»: омичам показали дворцы и Петербург XVIII века

Фото: Елены Володиной

На сцене – история золотого века России, показанная через личную драму женщины. Женщины хоть великой и могущественной, но, в первую очередь, всё-таки женщины. Нежной, ранимой и умеющей любить. Опера «Царица» посвящена величайшей из русских императриц Екатерине II. О том, как ставили один из самых дорогих и масштабных современных спектаклей, узнавал «АиФ в Омске».

Путешествующий спектакль

Первое, что можно сказать про оперу «Царица» - поставлена она с размахом. Только представьте: все события на сцене разворачиваются на фоне роскошных дворцовых интерьеров. Декораций такое количество, что спектакль полностью помещаются только на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге и Кремлёвского дворца в Москве. А чего только стоят 400 костюмов, искусно сшитых петербургскими мастерицами! Самые настоящие произведения искусства. Это не просто стилизация, а детальная и качественная работа. Ну, и, конечно, прекрасная музыка. Опера написана композитором Давидом Тухмановым. Автором идеи проекта стал Лев Лещенко. До этого оперу «Царица» четыре года не решался поставить ни один театр страны.

Свечи, зеркала, костюмы…

Обычно такие большие спектакли по стране путешествуют редко, но у «Царицы» счастливая судьба – спектакль увидели в 11 городах (показ осуществляется Фондом просвещения «МЕТА» при поддержке финансовой корпорации «УРАЛСИБ»). За три года оперу показали в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Краснодаре, Красноярске, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Самаре, Уфе и Челябинске. «Царицу» посмотрели около 30 тысяч зрителей.

- Я помню, как всё начиналось в 2008 году, - рассказывает Константин Чудовский, дирижёр-постановщик спектакля. – Когда каждую репетицию оперу переписывали заново. Новые ноты, текст, тональность, музыка… Но второго такого современного спектакля по масштабности и красоте лично я не помню. И благодаря «Царице» интерес к опере в России растёт. Люди начинают с меньшей опаской относиться к этому жанру. В наше время тяжело найти спектакль, который соответствовал бы классическим нормам. У нас же можно посмотреть на красивые костюмы, роскошные декорации и послушать классическое пение. А ещё у него очень запоминающаяся мелодия и слова. Последние несколько лет мы общаемся фразами исключительно из этой оперы.

Ещё одна интересная особенность спектакля – быстрая смена костюмов. За 2,5 часа хор переодевается 11(!) раз. Давиду Тухманову даже пришлось в некоторых местах дописывать музыку, чтобы хор, по ироничному замечанию дирижёра, «не вышел на сцену голым». Зрителям запомнятся ещё 696 свечей и десятки зеркал.

Матушка-государыня

Всё происходящее на сцене глубже, чем кажется на первый взгляд. И простые человеческие поступки имеют не только скрытый смысл, но и большие последствия для всей страны. Действие динамичное и захватывающее, но разное по контрасту. В «Царице» есть всё: от разудалых танцев до душевной драмы. От роскошных балов до плясок народа в серых ватниках на фоне золотых императорских интерьеров. Разумеется, всё насквозь пронизано атмосферой XVIII века и сконцентрировано на личности Екатерины II. В спектакле её играют три актрисы и показывают три возраста великой императрицы.

Перед спектаклем мы спросили актрис о том, тяжело ли быть «матушкой государыней»?

Елена Семёнова, исполнительницы роли Екатерины. Лауреат многочисленных вокальных конкурсов. Поёт на сцене Опера Бастий во Франции, Канадской оперной компании в Торонто, в Австрии, Германии, Италии. В «Геликон-Опере» с 1998 года.

- Моя роль – роль женщины, которая умеет любить. Екатерина в опере показана в разном возрасте, с разными мужчинами. Мы делаем акцент на их личные взаимоотношения. А вокруг происходят определённые исторические события. Свой характер я тоже внесла в Екатерину, мне захотелось показать её нежной и жертвенной. Ради блага государства она принесла в жертву свою любовь. Опера «Царица» для меня просто сказка. Выходишь на сцену и чувствуешь себя королевой! У меня три костюмf, два роскошных платья с ручной вышивкой. Их для нашего театра шили питерские мастерицы. Платья не очень тяжёлые и весьма удобные. Но между сценами костюмы приходится менять очень быстро – максимум за две минуты.

Елена Михайленко, исполнительница роли Екатерины. Лауреат многочисленных вокальных конкурсов. В «Геликон-опере» дебютировала в 2006 году. Исполняла партию Аиды в премьере оперы «Аида» Дж. Верди во Франции в совместном проекте «Геликон-оперы» и Opera de Massy.

- Я старалась донести до зрителей образ императрицы, её характер, силу воли. Показать её как царицу и как обычную женщину. Платья просто потрясающие! С виду большие, но пластики движений не затрудняют. Всё очень комфортно.

Инна Звеняцкая, исполнительница роли Екатерины. В «Геликон-опере» с 2008 года. До этого в 2006 году в качестве солистки участвовала в фестивале «Майские оперные вечера» в Македонии. Гастролировала с Центром оперного пения в Санкт-Петербурге, Грузии, Азербайджане, Франции, Мексике.

- На сцене происходит чудо. Роль Екатерины очень сильно меняет, я даже не могу контролировать то, что происходит со мной в опере. Но всё очень гармонично. Платья так вообще снимать не хочется, чувствуешь себя настоящей царицей. Хотя скорость переодевания за сценой как на показе мод. Что касается личности Екатерины, то нельзя не отметить её особый дар - видеть талантливых людей. Выделять их из миллиона.

Компетентно

Дмитрий Бертман, режиссёр-постановщик:

- В «Царице» яркий и популярный стиль современной оперы сочетает классическую манеру исполнения – лирические арии, хоры народа и придворных, большой оркестр, дополненный колокольным звоном, с простотой и мелодичностью музыкального материала, интересным узнаваемым сюжетом.

 Весь Дневник фестиваля - здесь

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах