Примерное время чтения: 6 минут
455

Что такое фандрайзинг? Зачем учат работать со спонсорами?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ в Омске 26/04/2017
Нина Генова встречает великого Ростраповича.
Нина Генова встречает великого Ростраповича. Из личного архива

Чтобы работать в сфере культуры и искусства - нужно иметь желание и талант, чтобы называть себя профессионалом - необходимо получить образование. Вопрос о том, как в Омской области готовят работников этой сферы, «АиФ в Омске» адресовал Нине Геновой, экс-декану факультета культуры и искусств госуниверситета им. Достоевского.

Ищем средства

Наталья Корнеева, «АиФ-Омск»: Нина Михайловна, что такое фандрайзинг?

Нина Генова: Этому термину в русском языке короткого синонима не нашлось, а новое слово, которое бы в полной мере объяснило, что же это за явление, пока не придумано. Фандрайзинг - это поиск денег из разных источников на конкретный социокультурный проект. Источников этих может быть несколько: государство, общество, бизнес. С каждым нужно уметь работать. Это тоже искусство. На факультете у нас фандрайзинг преподают. Хотя для современной России это новшество, к нему уже стали привыкать. Скоро, может, и русское слово придумают, как находить деньги.

- Как в омском вузе появился факультет культуры и искусств? Знаю, что была проделана колоссальная работа.

- Когда у нас закрылся филиал Алтайского института культуры и искусств, Москва предложила самостоятельно решать проблему. Самым предпочтительным было войти в состав Омского госуниверситета. Тогда два федеральных ведомства - Минкульт и Минобразования - издали указы. Один передавал другому здание на Красном Пути со всем его содержимым и кадры. Это случилось в 1998 году, я начала работать деканом факультета культуры и искусства. На учёном совете университета меня спрашивали: «Нина Михайловна, а что это за наука такая - фортепиано?» В шутку, конечно, но брать к себе не хотели. Зато сегодняшние наши планы на самостоятельное учебное заведение принимают так: не отпустим. Сейчас у нас на факультете 13 направлений и специальностей. Я отошла от руководящей должности, преподаю и заведую кафедрой. За эти годы защитила кандидатскую и докторскую. Потому что считаю, раз работаешь в какой-то сфере, будь любезен знать её досконально. Кстати, я прошла переподготовку и имею квалификацию «Организатор управления в сфере культуры и искусств».


ВСЕГО 20 ЧЕЛОВЕК РАБОТАЛИ В УПРАВЛЕНИИ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА.


Всего хватало

- До того как началась эпопея с вузом, вы возглавляли всю омскую культуру. Причём в самое тяжкое время: перестройка, развал СССР... Как вам сейчас вспоминается та жизнь?

- В 1985 году меня назначили руководителем сферы культуры Омской области. Эти годы были самыми созидательными для нас. Мы разрабатывали стратегии и концепции развития. Планов было громадьё! Строительство нового здания библиотеки им. Пушкина, создание музеев, картинных галерей, домов культуры. Всего не перечислить. На селе стали появляться клубы.

Нина Генова
Нина Генова. Фото: Из личного архива

Представляете, в управлении культуры было всего 20 человек, а в регионе насчитывалось 2000 учреждений культуры. Тогда ведь не существовало деления на городских и сельских, были едины. Мы каждую среду выезжали в область. Например, прохудилась крыша в Доме культуры - едем разбираться на месте. К нам приезжали известные исполнители. Был организован масштабный фестиваль народного творчества «Душа России». 90-е годы выдались очень трудными, но работники культуры выстояли, были всегда с омичами.

Эпоха определила судьбу

- Нина Михайловна, вы отметили юбилей. Что вспоминается из детства?

- Я родилась в Красноярске, жила у бабушки и дедушки. Папа был на фронте, вернулся только в 1946 году. Мама обеспечивала медицинское обслуживание, заболела тифом и чудом выжила. В школу я пошла уже в Томской области. Окончила её с серебряной медалью, которую вручили мне вместе с паспортом.

- После школы вы пошли не в культуру, а выбрали физику….

- Я решила поступать в Томский университет. В 60-е годы вышел фильм «Девять дней одного года». Мы все бредили этим: наука, прогресс, физики-ядерщики… Я и выбрала радиофизический факультет. Конкурс был 12 человек на место.

В 1961 году Гагарин полетел в космос. Я помню эту весну. Мы, студенты, высыпали на улицу, движение остановили, что-то кричали, будто сами в космос слетали, не меньше. Это были годы расцвета литературы, искусства, кинематографа. Были и всякие перипетии, например, помню, как боролись за Сталина. У нас в университетском городке стоял памятник генералиссимусу, а в скверике скульптура - Ленин на лавочке со Сталиным беседуют. После ХХ съезда, где был развенчан культ личности, эти памятники исчезли. Мы начали бузить. А как же! Ведь все эти годы вожди нас как-то согревали, и мы ничего не знали о репрессиях. Студенты отыскали памятник, приволокли обратно и очень долго бурлили потом.

После университета получила направление на работу в новый научно-исследовательский институт. Оттуда меня рекомендовали в райком комсомола. Не хотела, но раньше же как было - партия сказала: «Надо», комсомол ответил: «Есть!».

В 1975 году я с семьёй переехала в Омск. Мой муж - подводник, на флоте был ранен и потом направлен на службу в военкомат. Ему присвоили звание, с которым он переводился в город Омск, больший по значению. Я подумала - мужчине важно, чтобы его карьера сложилась. Так мы оказались здесь.

Не хотела, но раньше же как было - партия сказала: «Надо», комсомол ответил: «Есть!».

- Трудно работать с творческими людьми? Как вы воспитываете студентов?

- Кафедра театрального искусства и актёрского мастерства очень внимательна к своим студентам. У нас преподают мастера сцены, два профессора - действующие артисты. Народный артист РФ Владимир Никеев и заслуженная артистка РФ Ирина Трусова. Преподаёт заслуженный артист РФ Владимир Остапов из Пятого театра, да и другие преподаватели - профессионалы со званиями и регалиями. Это ли не пример для следующего поколения?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах