Примерное время чтения: 6 минут
384

Потерянные умы? Омские подростки выбирают колледжи вместо ввузов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ в Омске 02/09/2015
Вместо высшего образования омские школьники выбирают поступление в колледж.
Вместо высшего образования омские школьники выбирают поступление в колледж. / Нина Зуева / АиФ

Примерно 500 учеников в этом году недосчитались омские школы. Из запланированных 5 тысяч продолжить обучение в десятом классе пришли 4,5 тысячи подростков. Где же потерялись школьники?

Ответ на этот вопрос прост: мальчишки и девчонки пошли в колледжи получать рабочие профессии – востребованные и денежные.

Синица лучше, чем журавль?

Казалось бы, в 15 лет нужно мечтать о карьере артиста, певца, юриста или экономиста. Ведь именно для получения этих специальностей выстраиваются выпускники школ к порогу престижных вузов в последние годы, однако приёмная кампания 2015 года в Омске показала, что современные мальчишки и девчонки потихоньку начинают менять свои приоритеты.

«Профессию технолога молочной продукции мы выбирали вместе с мамой, – говорит Настя Сиваева, первокурсница омского техникума мясной и молочной промышленности. – У меня тётя окончила этот техникум, в 19 лет уже работать пошла, сейчас заочно учится в аграрном университете. Я подумала и решила: а почему нет? Технологи постоянно требуются, регион у нас сельскохозяйственный, буду стипендию получать, а потом работать начну – для меня это важно. Но самое главное – в колледж не надо сдавать ЕГЭ, меня зачислили по результатам ГИА. А если в 11-м классе не сдам единый государственный?»

«Дочь зря перепугалась, училась в школе хорошо, без троек, собиралась в медуниверситет, по химии с репетитором занималась, но в школе так учителя запугали ЕГЭ, что она решила идти в техникум, – говорит отец девушки. – А жаль! Мог бы из неё хороший врач получиться».

Вот так, по принципу «лучше синица в руках, чем журавль в небе», в колледж отправились многие абитуриенты. Конкурсы там не очень высокие, бюджетных мест достаточно: в этом году на средне-специальное образование их выделено почти 10 тысяч. А в вузах бюджетные места постоянно урезают.

Перечёркнутые надежды

«Каждый год задания по единому государственному экзамену становятся сложнее. И это создаёт серьёзные трудности для поступления в высшие учебные заведения, – говорит Александр Лаптев, ответственный секретарь приёмной комиссии ОмГУ им. Достоевского. – А разделение математики на два уровня – базовый и профильный – в этом году и вовсе перечеркнуло надежды большого числа выпускников. Многие не выбрали профильную математику, а из тех, кто выбрал, 25% жителей областного центра её не сдали. В этом сложность. У них осталось два ЕГЭ. Многие выбрали русский язык и обществознание, а с ними не смогли подать документы в вузы. Ставку на инженерные специальности делает и государство, именно поэтому бюджетные места по ним увеличивают, а гуманитарные направления сокращают. Неудивительно, что многие школьники пошли за образованием в колледжи».

Больший приток абитуриентов в техникумы и колледжи в сравнении с предыдущими годами отметили и в региональном министерстве образования. Самые востребованные специальности у выпускников сегодня программирование, информационные системы и обслуживание автомобильного транспорта. При распределении бюджетных мест акцент сделан на промышленность, строительство, транспорт и сельское хозяйство.

Всего в регионе приём документов ведут 40 профессиональных образовательных учреждений, приёмная кампания в них продлится до 1 октября, но уже сегодня большая часть бюджетных мест по очной форме обучения занята.

От редакции: С каждым годом процесс получения высшего образования усложняется, бюджетные места сокращаются. А истерия по поводу сдачи ЕГЭ и скандальные истории с удалением школьников с экзаменов подлили, что называется, масла в огонь – часть 9-классников, способных продолжить образование в школе и планировавших поступать в вузы, встали из-за школьной скамьи и пошла в техникумы. Казалось бы, ну и ничего страшного, всегда были подростки, которые шли учиться на рабочие специальности после девятого класса. Однако возникают серьёзные опасения, что такими методами мы скоро растеряем наши лучшие умы. Ведь не факт, что ребёнок, три-четыре года отучившись в колледже, захочет ещё столько же грызть гранит науки в вузе. И опять-таки, потянут ли его родители это бремя?

Кто работать будет?

«В последнее время в России взялись популяризировать рабочие специальности, об этом говорит и один из майских указов президента. Нашей стране действительно не хватает рабочих рук. Юристов, бухгалтеров и менеджеров сейчас навыпускали столько, что хватит еще на много лет, а вот сварщиков, токарей и слесарей, да что там, штукатуров и маляров у нас нет, – считает Евгений Долганёв, блогер. – Тот факт, что подростки пошли в колледжи и техникумы, казалось бы, должен только обрадовать, но посмотрите, что происходит. Вся государственная политика ведётся по возрождению ВПК, импортозамещению запчастей, техники и т.п. Эти специальности в приоритете, они востребованы у студентов среднеспециальных учебных заведений. И опять получается: кто будет работать? Программисты, компьютерщики пойдут в токари и слесари? Конечно, нет! Опять минус в государственной риторике.

К тому же нужно поднимать вопрос о качестве образования, оно стало серьёзно страдать, это видно из общения с молодёжью».

Есть спрос – даём профессии

«Техникумы и колледжи набирают студентов для обучения по 112 специальностям и профессиям, – рассказывает Владимир Титенко, замминистра образования Омской области. – Для предприятий промышленности предусмотрено 24% от всего количества бюджетных мест, для строительства – 12%, для транспортной отрасли – 11%, для сельского хозяйства – 16%, специальности общественного питания и сферы обслуживания занимают 24% от всего объема, а социально-педагогической направленности – 13%.

В 2015 году объявлен набор на новую специальность – «мастер по лесному хозяйству» – в Омском техникуме строительства и лесного хозяйства и на новые специальности «монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», «монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» – в Омском монтажном техникуме. Мы вводим в своих учреждениях востребованные специальности».

Не ради престижа

«После того, как у нас ЕГЭ стало «честным», то есть намного ужесточились правила проведения экзамена, абитуриентов, желающих получить среднеспециальное образование, стало больше, – говорит Алексей Мельников, ответственный секретарь приёмной комиссии ОмГАУ. – Но, к сожалению, это не значит, что растёт престиж сельскохозяйственных профессий. Нет, ребят больше стало потому, что пришли те, кто не смог участвовать в конкурсе по программе высшего образования и поэтому выбрал техникум. Это их осознанное решение, хотя из разговора с ними становится понятно, что ранее планировали получать высшее образование. Выходит, молодёжь поставлена в условия, когда вынуждена хотя бы какое-то образование получить. Мне кажется, что совсем не этого добивались. Как бы не говорили о престижности, материальной заинтересованности, но при выборе будущего нужно руководствоваться своими желаниями, а не безысходностью».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах