Более 20 лет балерина Наталья Торопова блистала на сцене Омского музыкального театра, вызывая своим обаянием, особой грацией и профессионализмом бурные овации публики. Ей посчастливилось станцевать все сольные партии, о которых начинающая балерина может только мечтать.
Сейчас Наталья Леонидовна - заслуженная артистка Российской Федерации, доцент кафедры режиссуры и хореографии факультета культуры и искусств Омского государственного университета им. Достоевского, преподаватель детской балетной студии при Омском музыкальном театре, а с 2022 года носит звание «Легенда омской сцены». К её мнению прислушиваются коллеги, а юные ученицы просто обожают свою наставницу. О наставничестве в искусстве Натальи Леонидовна рассказала корреспонденту omsk.aif.ru.
Путь в наставничество

Не каждый может стать наставником в балете. Для этого нужно прежде всего желание, а также специальное обучение. «Я долгое время совмещала работу в театре и наставничество в балетной студии. Не заметила, как педагогическая деятельность начала мне помогать: я стала чаще задумываться, так ли я двигаюсь, как учу своих воспитанниц; увеличился самоконтроль, - рассказала Наталья Леонидовна. - Мне посчастливилось пройти шестилетнее обучение у балетмейстера и талантливого педагога Габриэлы Комлевой по классу педагога-репетитора в Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Оно дало мне очень много!»
«Надо» - главное слово
«Наставничество в балете практически не отличается от наставничества в любом другом виде искусства, - считает Наталья Леонидовна. - В школе изучают азы танца, базовые движения, а в театре наставник занимается с состоявшейся творческой личностью. Нужно учитывать, что в театре, как правило, выделяются лучшие, те, у кого есть потенциал, кто способен развиваться дальше, кто ради этого может пересилить себя, заставить работать ещё больше. Я всегда говорю своим воспитанницам, что в балете успех приходит только к тем, кто может себя заставить отдаться работе полностью, без остатка. Учу тому, что есть волшебное слово «надо», которое хорошо дисциплинирует».
Из других мотиваторов для учащихся - возможность профессионального роста и работа в известных театрах. «Мои воспитанницы стремятся улучшить технику танца, чтобы достойно выступать на различных творческих конкурсах, - поделилась Наталья Леонидовна. - Представителям сферы искусства очень важно встречаться на конкурсах и форумах, мастер-классах и лабораториях, обмениваться опытом. Это помогает быстро расти профессионально».

Даже самому наставнику нужен наставник! Общение с коллегами, обмен опытом не заменят ничего. «Однажды я попала на репетицию Габриэлы Комлевой - она с балериной репетировала партию Жизели, - поделилась воспоминаниями Наталья Леонидовна. - Я много лет исполняла эту партию, но увиденные нюансы для меня стали откровением. Тогда я пожалела, что уже не танцую. Со своей стороны я всегда готова поделиться опытом с коллегами. Иногда у нас в театре бывают педсоветы, на которых мы обсуждаем новые приёмы и средства выразительности танца».
Наталья Леонидовна считает себя в большей степени авторитарным наставником, но с элементами демократичности. Такой стиль работы считается наиболее эффективным, приводящим к успеху учеников. Соблюдение дисциплины в балете имеет основополагающее значение, но авторитаризм не мешает дружбе и хорошему общению между наставником и воспитанниками.
«Бойтесь моего молчания»
Воспитанники в большинстве своём молодые люди, которые знают, чего хотят от жизни. Это снимает ряд проблем: наставник делится опытом, подопечные повышают свой профессионализм. Но возможны ли проблемы?
По словам Натальи Леонидовны, каждый наставник хочет гордиться своими воспитанниками. И бывает до слёз обидно, если воспитанник уходит из профессии. «Жаль потерянных сил и времени, - сказала Наталья Торопова. - Обидно, когда молодой человек с прекрасными балетными данными долго и упорно занимается, а потом резко меняет планы и вообще уходит из искусства. К сожалению, ни один наставник не застрахован от этого».

Ещё одна проблема - звёздная болезнь подопечного. Когда она появляется, воспитанник начинает равнодушно воспринимать советы наставника.
«Я говорю своим ученикам: «Бойтесь не придирок моих, а молчания. Если я перестаю обращать на вас внимание, значит, считаю, что зря трачу на вас время. Лучше я потрачу свои силы на того, кто хочет самосовершенствоваться», - подчеркнула Наталья Леонидовна.