Примерное время чтения: 10 минут
485

Александра Юркова: «Русской культуре никакой кризис не страшен»

несмотря на кризис, билеты на премьерные спектакли достать всё так же трудно.
несмотря на кризис, билеты на премьерные спектакли достать всё так же трудно. Омский Государственный Драматический Пятый театр

«Сейчас много говорят о том, что нашему русскому народу нельзя без театра, домов культуры, школ искусств. Мы должны куда-то идти, что-то находить для души, потому самое главное для человека – это общение. Через руки, взгляды, энергию», – уверена Александра Юркова, директор «Пятого театра».

ДОСЬЕ
Александра Юркова, директор «Пятого театра» с 1991 года. Заслуженный работник культуры РФ. Училась в Красноярском педагогическом институте на филологическом факультете. В 1988 году окончила Алтайский государственный институт культуры. С 1987 по 1992 годы работала замдиректора омской драмы.

Кажется, что культурной жизни Омска никакие кризисы нипочём. Доходы населения хоть и упали, но на количестве зрителей в театрах это пока не отражается, а на некоторые премьерные спектакли и вовсе не достать билетов. О том, нужна ли омичам культура и в каком виде её нам преподносят, мы говорили с Александрой Юрковой, директором «Пятого театра».

Свобода под контролем

omsk.aif.ru: – Александра Илларионовна, русская культура как-то странно и нелогично реагирует на то, что происходит вокруг. Вот, например, сейчас кризис, деньги на зрелища люди экономят, однако фестивалей или концертов от этого меньше проводиться не стало. Да и почти во всех омских театрах зрительные залы не пустуют. Защитная реакция?

Александра Юркова

Александра Юркова: – Чем сложнее жизнь, тем больше люди начинают концентрироваться. Удивительно, но когда всё вокруг разваливается, появляется какое-то созидательное начало. Человек ведь пришёл на Землю, чтобы созидать. Вспомните 90-е годы, когда не было Советской власти, не было религии, идеологии. Ничего не было. И именно в это время в той же Москве возникло около 600 (!) театров. И наш «Пятый театр» создан именно в это время – в апреле исполнится 25 лет со дня основания театра. В непростой для нашей страны 1998 год мы посетили 11 фестивалей – до сих пор не понимаю, как это получилось. Творческий человек всегда найдёт возможность показать себя. В 90-х годах театры почувствовали свободу, начали заявлять о себе.

omsk.aif.ru: Но многие театры стали путать и путают до сих пор свободу со вседозволенностью – чего только сейчас на сцене не увидишь. Стыдно иногда становится.

Александра Юркова:– Потому что не все воспользовались этой свободой правильно, потому что всякую свободу нужно направлять и контролировать. Происходящее на сцене зритель оценивает с точки зрения своего воспитания, решает для себя, хорошо это или плохо. Кто-то может подумать, что раз на сцене такое показывают, значит, и в жизни так можно себя вести. Но, так или иначе, режиссёры и актёры живут по канонам театра. Да, было время, когда драматургам не о чем было говорить, не о чем писать. И стали придумывать что-то своё, спасались ненормативной лексикой. Сейчас это уходит, что совершенно правильно. Нельзя ставить спектакли левой ногой – это долго не продержится, зритель этого не примет. Хочется ведь идти к настоящему, не опускаться ниже планки.

Для актёра сцена – это некая трибуна, с которой он помогает зрителям разобраться в их проблемах. Фото: Омский Государственный Драматический Пятый театр

Между зрителем и актёрами должен быть диалог, тогда и получается театр. Для актёра сцена – это некая трибуна, с которой он помогает зрителям разобраться в их проблемах, может что-то подсказать, дать ориентиры. Многие почему-то думают, что быть актёром – это легко, и забывают, что каждый спектакль – как прожитая жизнь. Это несколько месяцев репетиций. Люди работают по 14-15 часов, иногда без выходных, остаются в театре до полуночи. И это при условии не самых высоких зарплат, которые есть в культуре. Театр – это маленькое государство со своими законами. Театр должен искать потаённые мысли в душе человека, чтобы потом эти мысли и чувства он мог подарить кому-то другому. Но проблема в том, что люди перестали собираться вместе – всё что угодно можно найти и посмотреть в Интернете, но ведь обмена энергии при этом не происходит. Вот что тревожно.

Над чем плачут зрители?

omsk.aif.ru: – В последнее время омские театры чего только не придумывают, чтобы привлечь к себе зрителей. У вас, например, перед спектаклями и небольшие перфомансы бывают, и концерты рок-групп, и даже «Ночь с Достоевским» вы недавно зрителям устроили… Помогает?

Александра Юркова:– Да, людям это нравится, хотя те же концерты мы не перед каждым спектаклем устраиваем. Например, перед премьерой «Тестостерона» у нас выступала рок-группа, которая создавала определённое настроение, атмосферу. Людей нужно настроить на нужную волну, чтобы они захотели ещё раз вернуться в театр.

Театр – это маленькое государство со своими законами. Фото: Омский Государственный Драматический Пятый театр

omsk.aif.ru: Непробиваемые эмоционально современные подростки возвращаются? Их же ничем не удивишь в этой жизни.

Александра Юркова:– Мы помогаем им прийти. И, знаете, дети и подростки приятно удивляют. Вот, например, на спектакле «Ромео и Джульетта» они плачут не в том моменте, когда влюблённая пара умирает, а когда… мирятся их родители. Я не знаю, почему так происходит. Недавно показывали спектакль «Завтра была война» школьникам с 7 по 11 классы. Да, сейчас ценности у поколения несколько иные, но настоящую историю своего Отечества нужно знать. Дети выходили со слезами на глазах, и для меня это дорогого стоит. Значит, осталось в них чувство гордости за свою страну.

omsk.aif.ru: То есть Вы верите в то, что сейчас молодое поколение в случае войны возьмёт в руки автоматы, и будет умирать за родину?

Александра Юркова:– Не знаю (задумывается). Мне хочется в это верить. Но для этого необходимо и воспитание родителей, и то, что даёт детям школа, что они видят по телевидению и слышат по радио. Например, у меня дочка учится в 11 классе, родину она свою любит, историю знает, но, удивительно, учиться и жить здесь пока не хочет. Эта общая тенденция для молодежи, хотелось бы её изменить.

Платье для храма

omsk.aif.ru: – Александра Илларионовна, вы любите говорить, что театр должен оставаться храмом искусства. Но ведь у современного человека театр давно перестал ассоциироваться с каким-то праздником. В вечерних платьях дамы уже сюда не ходят. Театральный этикет умер?

Александра Юркова:– Перед премьерой спектакля «Лермонтов. Предчувствие» мы устраивали бал в духе 19 века, и зрители откликнулись, старались поддержать атмосферу праздника и выглядеть соответствующе. Конечно, заставить молодёжь одеваться как-то по-особому невозможно. Но, знаете, остались дамы, которые не только в платьях приходят, но и туфли с собой приносят, переобуваются. Да, театр должен быть храмом. И начинаться он на самом деле должен с вешалки. Сюда должно быть не стыдно приглашать режиссёров, проводить фестивали. Мы, например, каждое лето что-то ремонтируем, наш театр чем-то напоминает европейский. Но при этом мы не забываем о том, что без души этот храм не построишь. Тут хоть золотые ручки на двери ставь – не поможет, в театре в первую очередь должно быть творчество, должна вестись профессиональная работа. Я живу в этом городе и хочу, чтобы он был культурным. Чтобы существовала как можно больше театров и между ними была конкуренция.

Театру нельзя понижать творческий уровень, нужно идти вперёд, развиваться. Фото: Омский Государственный Драматический Пятый театр

Театр – это гордость, то, на что опирается профессиональное искусство. Если люди ходят в театр, значит, его надо поддерживать, если не ходят – искать причину, почему так происходит. Чтобы сохранять статус Омска как театральной столицы Сибири, нужно приглашать хороших режиссеров, выбирать актуальные пьесы, ставить качественные спектакли и обязательно искать новые формы диалога со зрителями. Это и позволяет нам быть конкурентоспособными, востребованными. Также театрам необходимо выезжать на гастроли и фестивали – иначе как мы сможем заявить о себе? К сожалению, культура в нашей стране всегда финансируется по остаточному принципу, хочется, чтобы ситуация изменилась – нам нельзя понижать творческий уровень, нужно идти вперёд, развиваться.

omsk.aif.ru: В этом году у «Пятого театра» две юбилейные даты – вы отмечаете не только 25 лет с момента основания театра, но и 10-летие фестиваля «Молодые театры России». Уже придумали, чем будете удивлять омичей?

Александра Юркова:– Думаем над этим. Хочется наши два юбилея отметить со всем российским творческим сообществом. На фестиваль, который пройдёт в октябре, приглашены многие театры. По сути, мы ведь были первопроходцами фестивального движения в Омске. Это потом наши коллеги задумались, что тоже неплохо бы иметь свой фестиваль. Их, фестивалей, для одного города, конечно, больше, чем нужно. Но само подобное движение – замечательное! К нам же приезжают российские и зарубежные коллективы, что поднимает репутацию Омска как театрального города. Однажды петербургский театральный критик Евгения Тропп, летевшая в наш город на фестиваль через Москву, рассказывала забавную историю. Она зашла в салон самолёта, а там все знакомые – критики, актёры, режиссёры… И все летят в Омск, на фестиваль «Молодые театры России»! Она потом смеялась, дескать, первый раз в салоне самолёта я почувствовала себя, как в аудитории, когда ты заходишь и со всеми здороваешься. И это о многом говорит.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах