Примерное время чтения: 6 минут
516

Моцарт в джинсах: ТЮЗ готовится к премьере спектакля «Маленькие трагедии»

Премьера «Маленьких трагедий» состоится уже 23 февраля
Премьера «Маленьких трагедий» состоится уже 23 февраля / Александра Горбунова / АиФ-Омск

Репетиции в ТЮЗе идут полным ходом – до премьеры осталось всего лишь три дня. Уже 23 февраля зрители смогут оценить результат новой работы художественного руководителя театра Владимира Золотаря. «АиФ в Омске» побывал на открытой репетиции «Маленьких трагедий» и узнал, чем в скором времени удивят театралов.

«Это не Пушкин!»

«Маленькие трагедии» в омском варианте – это симбиоз драмы, рок-оперы и видео-арта по пушкинскому тексту. И если классический текст никаким метаморфозам не подвергся, то вот сценография и костюмы приближены к современным реалиям. Например, в истории про Моцарта и Сальери нет никаких отсылок к эпохе париков и атласных сюртуков. Моцарт (Алексей Манцыгин) ходит по сцене в джинсах и с рюкзаком и, кажется, вполне комфортно себя ощущает.

Моцарт и Сальери. Фото: АиФ-Омск/ Александра Горбунова

Преодолевая историзм, режиссёр Владимир Золотарь разрушает дистанцию между героями пьесы и современным зрителем, ломает стереотип о том, что пьеса, написанная более 150 лет назад, является не более чем памятником литературы. Главное здесь – сама история, а не обстановка вокруг неё.

– Когда кто-то начинает говорить «Это не Пушкин!», у меня сразу появляется ощущение, что вокруг меня ходят современники Пушкина, которые с ним общались, выпивали и очень хорошо знают, как он думал, что вкладывал в каждое слово и как себе представлял персонажей, – говорит Владимир Золотарь. – Театр – это такой хитрый диалог, где предлагаются определённые правила игры и вы вольны с ними не соглашаться. Но зачем тогда идти и играть? Ничьё сознание в отношении этих пьес мы не перевернём, у меня нет задачи перевернуть всё с ног на голову. У меня задача прочитать этот текст сегодня. К чему все эти парики? Чтобы создать дополнительную дистанцию или чтобы зритель получил удовольствие от костюмов? Мне кажется, Пушкин не этот смысл в свой текст вкладывал. Зачем создавать лишний буфер? Чтобы зрители сидели и разглядывали, из какого атласа сшит сюртук? Здесь история важнее внешних виньеток.

Режиссёр работает с актёрами. Фото: АиФ-Омск/ Александра Горбунова

Если задуматься, то, действительно, жившие много лет назад Моцарт и Сальери, Дон Гуан и Донна Анна, скупой рыцарь Альбер и его отец существуют и в наши дни. Увидеть и узнать их можно не только в людях вокруг себя, но и в самом себе. И отождествление героев с современным миром возможно только после их театральной «телепортации» из прошлого в настоящее. По замыслу постановщика, «Маленькие трагедии» – это аттракцион, где нужно радоваться крушению стереотипов.

Музыкальный аттракцион 

Олег Теплоухов, сыгравший роль Сальери, с режиссёром постановки согласен – меняются только декорации и костюмы, а проблемы остаются одни и те же:

– Проблема в человеческой зависти была испокон веков. Меня костюмы нисколько не смущают, мы играем конкретную историю, двух конкретных людей. Исследование зависти как таковой в творчестве и в жизни всегда интересы. И Пушкин глубок в этом, как никто другой. Мне очень нравится идея поставить «Маленькие трагедии». Она абсолютно вовремя, она вкусна, глубока, умна, остроумна. Она какая-то наша.

Сцена с виолончелью. Фото: АиФ-Омск/ Александра Горбунова

Интересно и то, что в новом спектакле заняты не только артисты ТЮЗа, но и драмы – Олег Теплоухов (Сальери), Алексей Манцыгин (Моцарт) и Руслан Шапорин (Дон Гуан). Это объясняется тем, что именно эти актёры, по мнению режиссёра, идеально подходили для новой постановки:

– Я точно понимал, что Моцарт – это Манцыгин, а Теплоухов – Сальери. И если они идеально подходят, то зачем сходить с ума и что-то придумывать, если их можно пригласить для участия в спектакле? – считает Владимир Золотарь. – Меня спрашивали, дескать, эти артисты лучше, чем в ТЮЗе? Да не лучше, просто они – определённые индивидуальности, которые в эту историю мне были нужны.

Для постановки режиссёр пригласил актёров театра драмы. Фото: АиФ-Омск/ Александра Горбунова

Кстати, ещё зрителей удивят на премьере уникальным музыкальным сопровождением. На сцене ТЮЗа поместится омский академический симфонический оркестр под управлением дирижёра Дмитрия Васильева и певческий хор. Договориться с филармонией о таком сотрудничестве было непросто не только из-за напряжённых графиков музыкантов, но и с технической точки зрения. Несмотря на то, что между ТЮЗом и концертным залом примерно 200 метров, перенести из одного здание в другое ударную установку, контрабас и виолончель – целый аттракцион. Но это того стоит – масштабность и мощность спектаклю обеспечена.  

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах