30 ноября истекает срок контрактов у многих омских директоров театров и музеев. И впервые их будут выбирать, причём для этого создана целая конкурсная комиссия.
В СМИ тут же стали активно муссировать тему избавления от «неугодных» первых лиц. Именно поэтому региональный министр культуры Виктор Лапухин решил открыть всем подробности новой процедуры.
«Химик» умер
Изменились федеральное и региональное законодательства, в соответствие с которыми пять лет назад со всеми директорами бюджетных учреждений (а их на сегодняшний момент 34) были заключены трудовые контракты сроком на пять лет. Теперь они истекают, и министерство культуры решило, что не станет продлять контракты «за так» – все претенденты должны пройти через конкурс, одно из главных условий которого – представить свою концепцию развития театра (музея, центра и т. д.).
Сделано это, по словам Виктора Лапухина, потому, что в омской культурной среде в последнее время наблюдается определённая стагнация, и, помимо театральных фестивалей, у нас ничего грандиозного не проводится.
– Омск всегда называли театральной столицей Сибири, – поделился министр, – да, у нас 10 театров, а во многих городах-миллионниках нет и нормативных четырёх. Но были времена, когда Омск являлся своего рода законодателем театральной моды, а теперь нас опережают другие. Вот, например, кто-нибудь помнит, что за последние несколько лет грандиозного выпустил Дворец искусств «Сибиряк»? Или Дворец им. Малунцева? Да, коллективы там есть, они работают, но имени нет! Или «Химик» – как областной молодёжный центр он давно умер! А ведь молодёжи требуется место для того, чтобы просто пообщаться. По поручению губернатора открыли небольшой зал в «Пушкинке» – вы посмотрите, сколько там молодых людей! Почему бы не сделать ровно то же самое в наших ДК? Нет, у нас же «храмы», как мы молодёжь в них запустим?!
Виктор Лапухин привёл ещё один наглядный пример: в Омске отличный центр народного творчества, но у него нет собственной базы. Почему бы не объединить их с одним из ДК?
Разумеется, в культуре назрели перемены, и те, кто следит за театральной жизнью соседнего Новосибирска, наверняка подтвердят, что там и премьеры чаще, и билетов на многие из спектаклей (например, театра «Факел») не достать. Как говорит наш омский министр, это еще и потому, что в Новосибирске многие учреждения имеют статус автономных, что позволяет им свободней распоряжаться средствами.
Кто главней?
Понять позицию министра можно, и наверняка с ней согласится большинство омичей. Да, в театрах нужна «свежая кровь», но вот нужно ли от директоров требовать концепций развития или это всё же прерогатива людей творческих? Виктор Прокопьевич соглашается, что во многих театрах первое его лицо это вовсе не директор, а художественный руководитель. «Есть хорошие примеры тандемов директора и главного режиссёра, так много лет работает омская драма, – считает Лапухин. – Но есть и Северный драматический театр, где хороший директор, но театр держится на Рехтине. Уйди режиссёр – и труппа уйдёт за ним, и театра просто не будет». Поэтому, если в сегодняшнем конкурсе всё же появятся именно творческие претенденты. То сразу же после их победы министр готов изменить правила игры и назначить именно главрежа или худрука «первым лицом королевства». Будет ли такое, нам скоро предстоит узнать.
Это не расправа
В бочке мёда, разумеется, есть и дёготь – ну как же без него? У нас 34 учреждения культуры, руководители каждого их них вроде бы подписывали вышеозначенные контракты, но почему же речь идёт только о 10 вакансиях? Видимо, это всё же расправа с неугодными? Но Виктор Лапухин подчёркивает, что, согласно закону, он на сегодня мог бы с любым директором расстаться и до окончания контракта, будь на то веские основания.
Тем не менее, вакансий всего 10. Есть объективные причины – кое-кто пришёл позже, как, например, директор музея им. Врубеля, и его контракт ещё не закончился, что вполне понятно. Зато контракт директора ОГИК музея Петра Вибе истекает в эти же сроки, но «к нему у нас вопросов нет, у него столько идей, что бюджета области не хватит их все воплотить», – сказал Лапухин. А у директора музыкального театра Бориса Ротберга вообще контракт… бессрочный, этим его «пожаловал» прежний губернатор. И потому при экс-министре Телевном договор на пять лет Борис Львович подписывать вполне логично отказался. По словам Лапухина, и к Ротбергу у минкульта нет вопросов. Отсюда напрашивается вывод – к остальным они всё-таки есть.
Кстати, если конкурс не состоится – то есть будет всего один претендент на вакансию – министр имеет право подписать с ним договор. Так стоила ли овчинка выделки? Узнаем об этом уже через пару недель.