– Вы не переживайте насчёт дорог в Омске, у вас ещё не самый худший город, – говорит молодой автогонщик Марк Шульжицкий, за один год сделавший головокружительную карьеру в автоспорте. – Мой родной Владивосток не исключение, после каждого дождя у нас вообще все дороги уходят в ливнёвки.
В Омск Марк приехал для участия в грандиозном автомобильном шоу Nismo G-Drive Road Show. Карьера этого 24-летнего пилота – пример того, что в жизни возможно всё. Всего лишь год назад он работал в рыбном порту во Владивостоке, был обычным геймером, а гонки в его жизни происходили только на экране компьютера. Однажды Марк решил поучаствовать в необычном проекте GT Academy – виртуальная академия давала шанс стать настоящим автогонщиком одному человеку из 30 тысяч желающих россиян! Марку повезло – он победил.
Осенью 2012 года Марк прошёл программу подготовки гонщиков и получил гоночную лицензию. Дебют состоялся в гонке 24 часа в Дубаи, где его команда после ожесточённой борьбы заняла достойное второе место в классе. В гоночном сезоне 2013 Марк Шульжицкий выступает на Nissan GTR Nismo GT3 и гонках на выносливость в Бланкпейн и в серии FIA GT. О сумасшедших скоростях, адреналине и форс-мажорах на трассе – в интервью «АиФ в Омске».
От рыбы до автогонок
omsk.aif.ru: – Марк, как вообще можно было решиться подать заявку на участие в виртуальной академии? Желающих стать гонщиками тысячи, а место в необычном проекте только одно…
Марк Шульжицкий: – Люди вот в «Дом-2» попадают, почему бы и мне не попасть на единственное место в академии? (смеётся). Я много читал про этот проект, который существует с 2008 года, и ждал, пока он придёт в Россию. Я всегда мечтал стать профессиональным автогонщиком, к сожалению, в детстве у меня такой возможности не было, потому что это очень дорогое увлечение. Я прошёл онлайн-отбор, где принимало участие больше тридцати тысяч человек. Было действительно тяжело. До этого я окончил Дальневосточный федеральный институт по специальности «Страноведение», выучил японский язык. Последнее место работы – рыбный порт во Владивостоке, где я оформлял документы на экспорт рыбы в Китай, Корею, Японию. К Японии, кстати, надеюсь ещё вернуться. Я люблю эту страну и её культуру. Язык, конечно, стал немного забывать, так как не всегда есть возможность поговорить с кем-то на нём.
omsk.aif.ru: – Твои родные за сердце не хватаются, когда видят, на каких предельных скоростях ты ездишь?
М.Ш.: – У меня вся семья на автомобилях ездит! И полностью поддерживает меня в увлечениях гонками. Мой дед, Николай Алексеевич Шултжицкий, основатель музея автомото старины во Владивостоке, где представлена полная коллекция отечественного автопрома.
Я всю жизнь наблюдал за тем, как дед эти машины восстанавливал. Причём восстанавливал из ничего, из мусора. Что касается предельных скоростей, то автоспорт – это большой риск. Например, в июне датский гонщик Аллан Симонсен погиб в гонке «24 часа Ле-Мана» на Северо-западе Франции, в которой мы тоже участвовали. Симонсен врезался в отбойник на одном из поворотов. Но это случай и от него никто не застрахован. Скорости большие, машины тяжёлые… Хотя я считаю, что в этой аварии была вина и организации. Место, куда врезался Симоненс, не совсем безопасная зона. Там стояло огромное дерево, в которое он и попал в итоге.
omsk.aif.ru: – За рулём, наверное, лучше вообще ни о чём не думать?
М.Ш.: – Лишних мыслей за рулём быть не должно. Со временем начинаешь ездить на подсознательном уровне, автоматически. Чем больше «автомата», тем лучше получается.
Автогонщик без авто
omsk.aif.ru: – Марк, у тебя форс-мажоры случались на трассе?
М.Ш.: – Нужно понимать, что это техника, и она часто даёт сбои. Когда автомобиль используется на пределе своих возможностей, то его ресурс становится меньше. Отсюда и аварии, и поломки, которые мы стараемся вовремя предотвратить. У меня однажды был случай в Голландии, когда я вылетел с трассы в гравий. Резина была сильно изношена, и со скоростью справиться не получилось.
omsk.aif.ru: – Часто бывают ситуации, когда приходится преодолевать себя?
М.Ш.: – Практически каждая гонка – это не только физическая нагрузка, но и моральная. Тяжело бывает, когда возникает проблема с техникой, когда ты понимаешь, что всё идёт к чертям… Но нужно уметь себя настроить на максимальный результат.
omsk.aif.ru: – Тренировок в неделю много?
М.Ш.: – Самой езды мало, потому что каждый раз арендовать трек и привозить машины – дорого. Есть отличные и очень реальные симуляторы, с помощью которых можно выучить трассу перед гонкой. Но чаще мы тренируемся физически, вырабатываем выносливость.
omsk.aif.ru: – Как автогонщик ты можешь оценить качество дорог в России?
М.Ш.: – Они ужасные, причём, во всей России. Так что не переживайте насчёт Омска. Есть города, где всё намного хуже, чем у вас. Владивосток не исключение, у нас после каждого дождя дороги уходят в ливнёвки. Такового вообще ни в одной стране мира нет. Конечно, в Москве дороги по качеству приличные, но стоит отъехать от столицы километров на 100, как начинается настоящая беда.
omsk.aif.ru: – Ты как относишься к родителям, которые покупают детям мокики или скутеры, а те потом случаются аварии?
М.Ш.: – Если у ребёнка есть увлечение двухколёсной техникой, то почему бы и нет? Но меня раздражает, когда родители просто покупают скутер и говорят: «На, сына, катайся». Нет понимания того, что это опасно и что нужны шлемы, наколенники и другие средства защиты.
omsk.aif.ru: – С точки зрения автогонщика, кто всё-таки лучше водит автомобиль – мужчина или женщина?
М.Ш.: – Я не делаю разделений между мужчинами и женщинами за рулём. Например, в автоспорт сейчас приходит много девушек, которые показывают отличные результаты.
omsk.aif.ru: – Ты в жизни на каком автомобиле ездишь?
М.Ш.: – К сожалению, у меня его сейчас нет. Первая и единственная машина в жизни была «Мазда», на которой я даже участвовал в любительских гонках.