ОМО им. П. И. Баранова в этом году стало одним из лидеров роста. По итогам девяти месяцев производство на предприятии выросло более чем на 200%. К концу года объёмы достигнут 2 млрд. руб. На завод принято более 700 инженеров и рабочих.
По мнению Александра Горбунова, министра промышленной политики, транспорта и связи Омской области, рост во многом связан с увеличившимся государственным оборонным заказом. Правительство региона приложило немало усилий, чтобы финансирование из федерального центра шло быстрее. Кроме того, областное руководство помогало "барановцам" в переговорах с банками по условиям кредитования.
Создано партнёрство
Омское предприятие по-прежнему занимается ремонтом двигателей для бомбардировщиков Су-24 и истребителей МиГ-29. Однако здесь развиваются и другие, не менее перспективные направления. "Барановцы" вошли в программу "Сибирское машиностроение". Она разработана по инициативе регионального правительства, её цель - развитие наукоёмкого машиностроения по всей Сибири. Омская идея поддержана Межрегиональной ассоциацией "Сибирское соглашение", федеральными ведомствами, а также крупнейшими заказчиками высокотехнологичного оборудования и комплектующих, например, ОАО "Российские железные дороги". Для координации работы власти, заводов, банков создано некоммерческое партнёрство "Сибмаш".
- Надеемся, что участие в "Сибмаше" позволит наладить производство новой наукоёмкой продукции, а также поможет выйти на перспективные рынки сбыта, - считает Андрей Шутов, генеральный директор ОМО им. П. И. Баранова.
Интеграция продолжается
Продолжается интеграция московского МПП "Салют" и ОМО им. Баранова. Цель - организация научно-производственного центра газотурбостроения, который будет иметь и федеральный статус, и федеральную поддержку. На омском предприятии создаётся мощный инновационный комплекс. Для этого реализуется серьёзная программа технического перевооружения. В числе новых разработок - проект мобильных энергетических установок. Потенциальными заказчиками продукции могут стать нефтяные и газовые компании, МЧС, предприятия жилищно-коммунального комплекса, энергетики.
- Согласно экспертным оценкам, годовая потребность в этой инновационной разработке - не менее 200 штук, - считает начальник бюро маркетинга ФГУП ММПП "Салют" Александр Синичкин.
"Барановцы" претендует на федеральную субсидию в размере 600 млн. руб. Заявку на выделение денег поддержало Министерство промышленности и торговли РФ. Соответствующее постановление готовится в федеральном правительстве.
- Участники программы "Сибирское машиностроение" смогут претендовать на многоканальное финансирование своих инновационных проектов, - говорит руководитель НП "Сибмаш" Валерий Жильцов. - Будут привлечены и средства федеральных целевых программ, и банковские кредиты по льготным для предприятий ставкам, и денежные ресурсы будущих потребителей передовых разработок.
Снова востребованы
Вступление в "Сибмаш" для другого гиганта омской индустрии - ПО "Полёт" - дело будущего. Однако и здесь налицо положительные тенденции.
- Сегодня, как и когда-то раньше, свою продукцию мы отгружаем эшелонами, - рассказал генеральный директор объединения Григорий Мураковский. - Объём производства на "Полете" к концу этого года составит 1,3 млрд. руб. Это на 30% больше, чем было в прошлом.
Впрочем, как считают на предприятии, главное - снова востребован уникальный научный и производственный потенциал завода. В 1990-е годы его удалось сохранить благодаря усилиям областного руководства. Именно оно помогало обеспечить завод заказами на конверсионную продукцию, решать проблемы с налогами и долгами перед поставщиками энергоресурсов. Ещё одна инициатива губернской власти - международная выставка военной техники, технологий и вооружения "ВТТВ-Омск", проведённая первый раз в 1996 году, позволила многим предприятиям региона, в том числе и "Полёту", укрепить взаимовыгодные деловые связи с зарубежными партнёрами. С середины 1990-х только с помощью ракеты-носителя "Космос-3М" омского производства запущены 33 космических аппарата в рамках международного сотрудничества Российской Федерации по освоению космоса с Англией, США, Германией, Италией, Ираном, Китаем, Индией, Южной Кореей, Мексикой, Бразилией, Нигерией.
Кстати, на днях "полётовцы" отметили 40-летие первого старта "Космоса" омской сборки. Ракета остаётся непревзойденным образцом надёжности в своём лёгком классе, однако будущее за новыми разработками. ПО "Полёт" в составе Государственного космического научно-производственного центра им. М. В. Хруничева участвует в создании семейства ракет-носителей "Ангара". В этом году завершается испытание двух отсеков ракеты. В следующем пройдут испытания остальных отсеков. Серийное производство "Ангары", в котором непременно будут участвовать омичи, начнётся в 2013 году. Кроме того, омское предприятие является одним из ключевых звеньев в производстве отечественных ракет "Рокот" и "Протон".