68 школ из шести районов Омской области приняли участие в эксперименте по организации горячего питания. Это мероприятие, которое финансируется в рамках федеральной целевой программы, во всех субъектах страны проводится на базе школ города. Наш регион стал единственным, в котором федеральный грант выиграли сельские школы.
34 федеральных миллиона ушли на оснащение школьных столовых современным оборудованием. Ещё 190 миллионов рублей в 2009 году было выделено на обеспечение детей горячим питанием из областного бюджета.
Хотя государство по-прежнему не может полностью взять на себя расходы на школьные обеды. А значит, что даже при поступлении федеральных средств родителям приходится каждый месяц выделять из своего семейного бюджета деньги, чтобы их чадо, проводящее значительную часть времени в школе, могло нормально питаться.
Дёшево и полезно
Ситуация на селе и в городе отличается по нескольким параметрам. Во-первых, себестоимостью горячего обеда: 12-15 рублей - на селе, около 35 - в городе. Во-вторых, процентом охвата учащихся горячим питанием. "Проесть" бюджетные 6 рублей, которые в совокупности выделяет на один обед областная и городская казна, должен каждый школьник. Доплачивать ли за горячее питание для своих детей, родители вправе решать сами. И если в муниципальных районах охват горячим питанием достигает в отдельных школах 80% и даже 100%, то в городе пропорция обратная: питаться в школьной столовой желает в среднем не больше трети учеников.
У сельских школ есть возможность удешевить стоимость питания - выращивать сельскохозяйственную продукцию на пришкольных участках и в теплицах. Кстати, это одно из направлений реализации эксперимента. Затраты таким образом снижаются примерно на 30%. А кроме удешевления, это даёт и постоянное наличие витаминов в меню учеников.
- Мы выращиваем овощи, картофель, в этом году у нас хороший урожай, даже были излишки моркови, которые мы обменяли на капусту, выращенную в соседней школе, - говорит Елена Наумович, директор Екатериновской средней школы Москаленского района. - Когда есть собственные овощи и картофель, то родительские деньги идут только на мясо, молоко и масло.
Городская гимназия N 69 тоже имеет пришкольный участок, на котором педагоги вместе с детьми пытаются выращивать свой скромный урожай. Казалось бы, вот и экономия. Но вкусить плоды трудов так и не получилось.
- Участок расположен возле проезжей части, а сама школа - рядом с оживлённой магистралью. Мы не можем рисковать здоровьем детей и добавлять в питание овощи и фрукты, выращенные под автомобильными выбросами, - говорит директор гимназии Наталья Попова.
Единственный путь удешевления обедов у городских школ - пытаться договариваться с поставщиками.
А между тем медики бьют тревогу: за годы обучения в школе здоровье ребёнка ухудшается. Если вспомнить наши школьные чайно-булочные диеты, то это и неудивительно.
Здоровье на контроле
Роспотребнадзор составляет для школ 30-дневное меню, которое было бы сбалансированным, насыщенным витаминами и минералами и отвечало всем потребностям растущего организма. Но оказывается, сегодня мало просто предложить школьникам и их родителям сбалансированное меню. Их нужно убедить в том, что горячее питание в течение учебного дня необходимо, чтобы к выпускному классу ребёнок не получил гастрит, ослабленный иммунитет и общее истощение организма.
Конечно, во многих школах столовые далеки от кафе как в плане интерьера, так и технологической обустроенности, и кухни. Да и федеральные гранты не бесконечны, чтобы поправить положение дел сразу и везде. Это проблема не одного дня, но так или иначе она решается. И первые реальные результаты есть уже сегодня. Министерство образования совместно с Роспотребнадзором планирует проводить мониторинг здоровья школьников, получающих горячее питание, который и покажет, правильно ли были потрачены деньги - как государственные, так и родительские.