Примерное время чтения: 5 минут
70

Куклы лечат эгоизм

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ в Омске 16/09/2009

Около 200 кукольников со всего мира на 8 дней собрались в Омске. Израиль, Мексика, Швеция, Россия, Словения, Беларусь, Китай, Иран, Эстония, Великобритания, Германия - всего 15 театров из 11 государств. Театр "Арлекин" стал первым в истории Сибири, кто принял такую многочисленную международную делегацию.

Фестиваль кукольных театров "В гостях у "Арлекина"" войдёт в историю как самый масштабный кукольный форум, проходящий на территории Сибирского округа.

Организаторы фестиваля поставили задачу: сделать праздник для всех - для участников, гостей, зрителей, для простых жителей города. Фестиваль начался торжественным шествием кукольников по Омску. Ради такого случая сотрудники ГИБДД остановили на несколько минут движение по проспекту Карла Маркса, чтобы колонна с участниками фестиваля смогла подойти к площади перед "Арлекином".

За несколько часов до официального открытия мы побеседовали с почётным гостем фестиваля Жаком ТРЮДО, генеральным секретарём Международного союза деятелей театров кукол UNIMA.

- Получив приглашение приехать на фестиваль в Омск, Вы могли сделать выбор - согласиться или отказаться. Ответили согласием. Почему? Чем для Вас интересно это событие?

- Дело в том, что это первый международный фестиваль театров кукол в Омске, раньше все фестивали кукольников здесь были только региональными. Это главная причина. Ну а кроме того, приехав на такой фестиваль, я могу ближе познакомиться с Россией. До этого я не был в вашей стране. Всегда мечтал приехать в Сибирь. Теперь моя мечта сбылась (улыбается).

- Фестиваль "В гостях у "Арлекина"" является конкурсным, по его окончании будут вручены призы в 11 номинациях. Далеко не каждый театральный форум, проходящий в мире, имеет конкурсную основу. Многие считают, что соперничать в искусстве бесполезно. Каково Ваше мнение на этот счет?

- Когда на фестивале присутствует дух соперничества, а у жюри - право выбора, тогда и театры чувствуют себя более ответственными. Соревнование только подстегивает азарт. И зрители с интересом следят за событиями, чтобы узнать, кто же все-таки победит.

Петрушка народный

- Как характеризуется сегодня русский кукольный театр в Европе? Есть ли у него своё лицо?

- Наверное, один из стереотипов сформировал советский режим - по европейским меркам кукольные театры в России очень большие, в них работает много актеров, много технического персонала. А что касается собственного лица, когда мы говорим об Италии, сразу вспоминаем традиционных итальянских кукол - Арлекина, Пульчинеллу; когда упоминаем Англию, на ум приходят Панч и Джуди. В России это, конечно же, Петрушка, образ, который характеризует вашу страну. Но также кукольный театр России - это традиция Сергея Образцова. Он оказал большое влияние на развитие кукольного театра по всему миру, произвёл своего рода революцию в этом искусстве, разработав тип перчаточной куклы.

- Сегодня большую конкуренцию театру составляет телевидение, Интернет и прочие современные технологии. Нет ли, на Ваш взгляд, в этом опасности именно для кукольного театра? Ведь современные дети, зациклившись на анимации и 3D-мультфильмах, просто перестанут воспринимать куклу как "живой" персонаж?

- Да, в каком-то смысле такая опасность есть. Посмотрите, сколько семей, где походы в кукольный театр были долгое время традицией, сейчас всё чаще её нарушают. Я согласен, компьютер конкурирует с живым театром. Но, с другой стороны, именно из-за распространения компьютерных игр стал набирать популярность театр теней, к которому многие страны до этого времени вовсе не испытывали интереса. Конечно, кукольное искусство меняется. И здесь речь должна идти не об уступке своих позиций, а о приспособлении под новые реалии.

Идея или спецэффекты?

- У всех театров в мире, по большому счёту, одни и те же проблемы. Какие сложности сегодня существуют у кукольников?

- Кукольные представления всё чаще превращаются в шоу и оставляют исконные традиции. Медийное пространство требует быстрой смены образов и картинок. Эти изменения глобальны, мы не можем их контролировать. Единственное, что остаётся, - адаптироваться к требованиям времени. Но при этом важно сохранить внутреннюю суть кукольного театра, чтобы за внешним слоем спецэффектов всегда стояла какая-то идея, чтобы нам было что сказать зрителю. Несмотря на изменения в мире, нужно продолжать рассказывать свою историю.

- А какова сегодняшняя задача кукольного театра? Он продолжает оставаться "воспитателем" человеческих душ?

- Главная задача кукольного театра - нести мир, быть средством общения людей. Мы стали слишком зациклены на самих себе. А кукольное искусство вносит в наш мир особый элемент, заставляя увидеть кого-то ещё, кроме себя. Кукла, надетая на руку кукловода, творит чудеса. Она может выражать разные состояния - ироническое, драматическое, комическое. Сегодня куклы уместны в нашей жизни как никогда.

Кстати

Для пяти фестивальных спектаклей декорации специально изготовили мастера театра "Арлекин". В работе были задействованы все специалисты - столяры, механики, художники, бутафоры, декораторы, швеи. Для иранской театральной группы "Ария" из Тегерана, к примеру, нужно было сделать повозку в национальном стиле, а Брестский театр кукол попросил для спектакля 150 кг кварцевого песка. Песок работники "Арлекина" нашли на берегах Иртыша.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах