- Тебе с топором на груди лежать не страшно?
- Страшно. Но я привык, а волков бояться - в лес не ходить.
За пять минут до интервью этот молодой человек лежал на битых стёклах. На его груди остриём вниз покоился топор, "прикрытый" горящим кирпичом и молотком. Композиция в действие приводится "просто" - ассистент молотком разбивает кирпич, а топор слегка входит между рёбер. Впрочем, Александру Аристову, опытному факиру Омска, и не такие номера по силам.
Главное - побольше гвоздей
- Саша, топор же настоящий?
- И топор настоящий, и кирпич тоже. (смущённо) Я его перед номером на ближайшей стройке у сторожа выпрашивал. Многие думают, что в номерах используется бутафорский реквизит, поэтому для наглядности я прямо на сцене разбиваю стекло и ложусь на осколки.
- Но это же больно!
- Раньше было больно. К примеру, когда проводишь по телу острым лезвием ножа, царапины и кровь остаются. Главное - психологический подход, страх перед болью надо преодолеть. Это не мазохизм, это шоу, в котором любое неосторожное движение влечёт серьёзные последствия. Конечно, когда я ложусь на стёкла лицом вниз, можно запросто лишиться зрения. По мне ведь ещё и человек сверху ходит и на затылок наступает, в том числе. Это постоянный риск.
- А как начался путь факира? Призвание или судьба?
- Вообще-то образование у меня весьма мирное - я учитель пения, а йогом стал случайно. Попросили написать музыку для циркового номера. И в той труппе как раз не хватало йога, мне предложили его заменить. Я подумал, а почему бы и нет, раз получается? Хотя было страшно. Согласитесь, не очень весело, когда ты лежишь на полу, а в тебя кидают острые ножи. Со стороны выглядит как изощрённая сцена казни. Я два дня не мог на это решиться. На самом деле тут все просто - в меня их кидают, когда я выдыхаю, тогда ножи красиво отлетают в стороны. Это обычные законы физики. Во что воткнётся нож - в подушку или в дерево? Правильно, в дерево, потому что оно твёрдое, а подушка нет. Так и с животом, хотя поначалу ножи всё-таки меня протыкали. Но мне это нравится, потому что цирковая деятельность - моя стихия.
- Лежать на гвоздях и глотать огонь - это называется стихия? Сомнительное удовольствие...
- Для обычных людей здесь романтики мало, зато на мои номера они смотрят со страхом и восхищением. Что же касается классических гвоздей, на которых лежат йоги, то это не так больно, как может показаться. Главное, чтобы их было много. Почему? (улыбается) Потому что на тысяче гвоздей лежать будет удобней, чем на одном. Это даже для здоровья полезно, самый настоящий "гвоздевой массаж". Тренироваться надо несколько раз в день, кожа со временем становится грубее, и боль менее ощутима.
Однажды я "познакомился" с кирпичом...
- А форс-мажорные ситуации часто случаются?
- Всякое бывает. Не так давно я выходил на сцену с двумя чашами горящей жидкости и... поскользнулся на полу. Равновесие удержал, а вот содержимое чаш вылилось мне на руку. Боль была невыносимая, а мне приходилось улыбаться и отрабатывать номер до конца. "Загнулся" я уже за кулисами.
- А когда на тебе кирпич разбивают - разве это не опаснее?
- Не все могут решиться повторить этот номер, но на мне разбили уже целое здание! Тут тоже своя техника - топор ставится между рёбер, сверху кладётся кирпич, удар молотка должен быть быстрым и резким. Иногда мы кирпич поджигаем, и когда он разлетается на части - получается эффектное зрелище. Боль будет, царапина тоже останется. Главное, чтобы кирпич был некрепким. Я однажды "познакомился" на гастролях в Перми с силикатным кирпичом, который изготовливают на цементной основе. Его разбили на мне только с пятого раза! Вот тогда я получил повреждение мягких тканей, гематому. Встал, улыбнулся и пошёл страдать за кулисы. В обычных же случаях отделываюсь небольшой болью и царапиной.
- Для тебя есть предел совершенству? После исполнения какого трюка ты сможешь себе сказать: "Всё, хватит!"?
- Сейчас я учусь глотать шпаги. Для меня это новая ступень экстрима, я ведь йогой около года занимаюсь. Этот номер для меня пока сложен технически. Тут много нюансов, необходимо знать длину пищевода, подобрать правильную шпагу. Ну, а предел совершенства - это действия американского иллюзиониста Дэвида Блейна. Однажды он лёг на доску с гвоздями, сверху его накрыли ещё одной доской, а потом по фокуснику проехался "Хаммер" весом в пять тонн. Вот это пока для меня - предел. С каждым номером я учусь преодолевать свой страх. Нет ничего невозможного, а предел наступит тогда, когда я буду морально удовлетворён тем, что я делаю, или... (улыбаясь) когда закончатся все немыслимые трюки.