На территории Омской области проживает множество народностей. У каждой из них свои традиции и обычаи, каждая старается сохранить память предков, придавая огромное значение даже самым мелким деталям.
И, пожалуй, самым показательным примером такого трепетного отношения к своим корням являются свадебные церемонии. Каждая из них красива по-своему. Русские венчаются в церкви, казахи для скрепления союза приходят в мечеть, а вот омским иудеям в этом плане не везёт... Но обо всём по порядку.
О конфетах и бассейнах
Как и у русских, у евреев свадьбе предшествует сватовство. Во время этой церемонии разбивается тарелка, что служит символом разрушения храмов в Иерусалиме и напоминанием о том, что даже в разгар веселья евреи испытывают грусть от потерь.
С момента помолвки проходит немало времени, прежде чем молодые сочетаются браком. Рассказ обо всех обрядах займёт не одну газетную страницу. Но, наверное, самыми интересными из них являются Уфруф и Миква.
Первое мероприятие проводится для жениха. Эта церемония совсем не похожа на мальчишник. Всё проходит чинно и благородно. Будущий муж отправляется в синагогу, где принимает активное участие в службе. По её окончании он должен объявить общине о приближающейся свадьбе.
На радостях почтенная публика осыпает жениха конфетами, и уже после этого всех ждёт угощение. Во время "фуршета" не подают спиртных напитков, не ведут громких бесед. Всё словно замирает в ожидании праздника.
Невеста же за неделю до свадьбы начинает посещать ритуальный бассейн - Микву, где по поверью должна смыть с себя все предыдущие грехи. При этом женщина должна снять украшения, смыть макияж, не допускается даже наличие лака на ногтях. Со словами молитвы на устах невеста полностью погружается в воду.
Семь - счастливое число
В течение последней недели перед свадьбой молодые не видят друг друга. Да и времени на общение у них нет. В дома жениха и невесты съезжается масса гостей, что, впрочем, характерно для всех религий. В день свадьбы молодых морят голодом. Это должно избавить их от дурных мыслей и остатков грехов, если те не улетучились с посещением синагоги или не смылись водой.
Интересно, что, несмотря на такие строгости, сам обряд бракосочетания может проводить не раввин, хотя его присутствие всё же обязательно, а любой из присутствующих на свадьбе мужчин, вне зависимости от степени родства с молодыми. Главное, чтобы человек с душой относился к возложенным на него обязанностям и чего-нибудь не напутал.
Во время еврейской свадьбы особое значение придают числу семь. Молодыми за свадьбу должно быть выпито семь бокалов вина. Это потому, что Бог создал мир за семь дней, и, выпивая семь чаш вина, жених и невеста словно создают свой собственный мир, строят "дом" в своей душе.
Дом для свадьбы
Традиционно евреи женятся под особым балдахином, который называется Хупа. Он символизирует дом, в котором муж и жена будут жить вместе. Раньше эта церемония проводилась только на улице. Сегодня её чаще проводят в помещении, оно и понятно, мало ли какие "погоды" стоят за окном. Самым распространенным местом проведения церемонии является синагога, хотя строгого правила об этом нет - если есть Хупа и раввин, то церемонию можно проводить где угодно.
После заключительных слов раввина гости и молодожёны могут предаваться веселью. Особенностью еврейских свадебных вечеринок является исполнение национального танца. Радость от этого получают, пожалуй, только гости, потому что молодожёны находятся у них над головами, сидя на стульях. Держат эти стулья сотни рук, и ни одна из них не должна дрогнуть, иначе брачующиеся свалятся прямо на веселящуюся толпу.
Танцы вообще отдельная тема: в ортодоксальных общинах мужчинам и женщинам предлагают танцевать по отдельности, что, согласитесь, само по себе непривычно глазу и пониманию простого обывателя.
Негде купаться
И всё бы ничего, вот только омские иудеи не имеют возможности играть свадьбы по всем обычаям, несмотря на наличие в городе синагоги. А всё потому, что нет в нашем городе той самой Миквы, в которую должна окунаться невеста. Обычный бассейн для этого не подходит. Таинство есть таинство, и хлорированная вода вряд ли внесёт в него приятую ноту.
Так что наши евреи женятся в Питере и Москве, а те, кто побогаче - на исторической Родине. Хотя, если люди любят друг друга, то это не имеет никакого значения.
Кстати
На территории Омской области проживает около 20 000 евреев. Официально в национальную общину входит 10 000 человек.
Комментарий специалиста
Главный раввин Омской области Ошер Кричевский:
- Наша религия требует соблюдения множества канонов. Брак не считается легитимным, если он совершён только в гражданском порядке. Жаль, что, имея такую большую общину, мы не можем сочетать людей браком. Хотя, если всё сложится хорошо, первая иудейская свадьба со всеми атрибутами состоится в Омске уже в январе. Микву невеста будет посещать в Петербурге.