До того дня, как я оказалась... на дороге, весь асфальт для меня примитивно делился на хороший и плохой, на "с ямами и без".
Люди в оранжевых жилетах, день и ночь орудующие киркой, вызывали глубочайшее сочувствие, а сама профессия дорожника казалась унылой и "запашистой". Зловоние, исходящее от парящего летом асфальта, лишало всякого желания примерить цветную робу дорожного строителя.
- Особенно тяжко им в жару! - думала я. - Когда под ногами простых горожан дорога напоминает кипучую магму. Не хочется жить, не то что работать. Физически.
Что же могло заманить меня, молодую леди, на дорогу?
Только каток! Покататься на этой "зверь-машине" я мечтала с детства. Поэтому когда узнала, что на него не нужны права, вмиг решила сменить профессию.
Прораб, побереги машину!
Но сразу доверить женщине технику мой прораб не решился. Предложил для начала поработать лопатой. Точнее, скребком.
...Это "нечто", напоминающее садовые грабли, неудобно ерзало в руках и настойчиво пыталось "умазать" меня в битуме.
- Разве в такой обуви дорожники ходят? - подкузьмил меня наставник. - Ты же тут подошвы пооставляешь! Нужно толстенную одевать. Во! Как у меня, - Виктор Алексеевич элегантно продемонстрировал грубые "прощай, молодость".
Две минуты спустя я чувствовала себя пожёванной жвачкой, неудачно прилипающей на каждом шагу к асфальту. Но ослушаться шефа не могла, а он тем временем давал "мастер-класс", как правильно работать скребком.
- Отковыриваешь большие камешки, и в сторону их. И пошла так сантиметр за сантиметром. Ребята из "моей" бригады покидали весь инструмент, только чтобы не пропустить это шоу.
Процесс забавлял меня ровно 10 минут. Впереди было 3 километра 700 метров (протяженность улицы Орджоникидзе). Надо было скрести и скрести... вперед, в светлое будущее!
Когда этот скребок меня в конец "замордовал", тут меня осенило, почему все дорожники так сильно ругаются матом...
От сохи до Бомберга
После пары веских доводов, что такой труд не под силу нормальному человеку, шеф "повысил" меня в должности. Мне доверили каток. Такой миниатюрный. И совсем не страшный. Сам механизм я освоила быстро, он чем-то напоминал мне утюг. Эта штуковина, которой должно "утюжить" тёпленький асфальт, забавно заводилась; тряслась и прыгала; двигалась туда и сюда. Когда я буром пошла вперед, Виктор Алексеевич подтрунивал меня:
- Ничего, ничего. Научишься!
Когда же понял, что я таким напором запросто могу сровнять с асфальтом забор областной юстиции и его же легковушку, быстро нашёл "стоп". Надеяться, что после такого мне доверят сесть за руль моей "мечты", было бы наглостью. Но моя мечта сбылась... И теперь на улице Орджоникидзе все-таки есть крохотный кусочек дороги моего авторства. Поздравьте меня.
Чтобы "дорожный костюмчик" сидел
Вообще-то дорожные строители, как кутюрье. Чем красивее и удобнее дорога, тем известнее её автор. И тогда его приглашают строить в другие города, а может быть, и страны. То, из чего делаются дороги - земля, песок, щебень, асфальт, - называют дорожными одеждами.
Чтобы дороге было тепло и сухо, перво-наперво режется "корыто" (углубление от уровня почвы), потом идёт "ливнёвка" и бордюры, слой песка и щебня, и уже как верхнее "пальто" - асфальтобетон, - таков строгий технологический процесс. Понятно, чем "пальто" дороже, тем лучше. Качество асфальта играет огромную роль. Пока лучшее качество - у немцев.
Дорога не должна трескаться, заливаться, искажаться, искривляться и... ещё много чего. Кроме того, "пошить" костюмчик стоит дорого: 1 км- 200 млн. руб.
Чем пахнет дорога?
Мой наставник, Виктор Стрельцов, руководит технической частью стройки на Орджоникидзе. Этот человек знает про дороги всё. На его счету тысяча личных километров. Любимым делом занимается больше 30 лет. Никем другим Стрельцов себя не представляет - ни столяром, ни пекарем. Как и сотни других дорожных строителей.
Работа сложная, пыльная. Посудите сами: асфальт кладут при температуре +140.С, плюс жара в 30.С. Общая температура +170.С. Когда асфальт остывает, в атмосферу уходят миллионы летучих углеводородов. И они этим дышат с утра и до самого вечера.
- Зато какое чувство, когда сделал дорогу, сдал участок... Едешь потом по ней, и только ты один знаешь, что здесь такая-то проблема была, там неполадка, - говорит Виктор Алексеевич. - А мы вместе её решили. И теперь "бежит" эта дорога скатертью. Для всех одна... ровная и только вперед.
Не зря древние греки говорили: "Via ist vita". Что значит "Дорога - это жизнь"...