За последние пару лет концерты в Омске мог дать итальянец Тото Кутуньо, группы "Ricchi e Poveri", "Uriah Heep", "Smoky". От "Scorpions" вообще как минимум дважды в год предложения поступают. Но эти визиты не состоялись, потому что омичи просто перестали ходить на концерты.
Уже можно говорить о кризисе в шоу-бизнесе. Концерты звезд продаются всё хуже. Об это мы беседовали с Тимофеем Назаровым, директором продюсерского центра, организатором концертов.
- Не могу сказать, что это связано с обеднением населения. У людей достаточно средств, чтобы ходить на концерты. Но не всё упирается в деньги. Гастролёры везут одно и то же: балет, группа музыкантов, исполнитель. Конкуренция остаётся только на уровне репертуара и качества его исполнения. Цены на билеты растут, и людям проще купить лицензионный диск за триста рублей, чем отдавать тысячи.
На двойников не попадёмся
- А как же потребность в "живой" звезде?
- Ну, видимо, она есть. Только сочетание цена-качество дело портит. У нас ещё и город такой - тихий, провинциальный. И интересы у людей тихие и провинциальные. В Новосибирске концертов проходит в два раза больше.
- На кого омичи идут охотнее?
- В Омске больше любят попсу, причем попсу пафосную типа Леонтьева, Аллегровой. Русский рок вообще не проходит. Любят вещи вроде Григория Лепса - не блатной шансон, а что-то поблагороднее. Года два назад еле-еле вытянули концерт народного артиста СССР Рената Ибрагимова, чтобы не отменить, - продаж не было совсем. Хотя концерт был изумительный. Шикарный голос, мощный талант. Все 400 человек, которые сидели в зале, были в восторге.
- Для многих отдать две-три тысячи за Леонтьева считается нормальным. А пятьсот рублей за партер театра драмы жалко. Почему?
- Я думаю, что на концерты эстрадных звёзд и в театр люди ходят разные. И, соответственно, отношение к суммам тоже разное. Но далеко не всегда главным критерием для зрителя является творчество или любовь к исполнителю. Просто шоу - это модно, и есть люди, которые считают, что их социальный статус обязывает посещать такие мероприятия.
- А мировые звёзды оправдывают свой статус или считают, что такой провинциальный город "съест" всё, что ему не привезешь?
- Если в городе выступают звёзды мировой величины, это круто. Не знаю, думают ли они о том, что они мировые звёзды. Просто это люди, которые привыкли работать качественно и по-другому не умеют.
- Есть опасность попасться на двойников?
- Об этом можно говорить в отношении исполнителей разве что типа Сердючки. Ну как Тото Кутуньо можно с кем-то спутать? Не те нынче времена, шоу-бизнес перестал быть таким диким, всёпроверяется.
- Нужны ли законы, регулирующие гастроли, какие-то нормы концертов, запрет на фонограмму?
- Тогда половина звёзд у нас просто перестанет выступать. Однажды я сам наблюдал, как на концерте одного из исполнителей было чётко слышно, когда он поёт под фонограмму, а когда сам. В первом случае - очень хорошо, а во втором... Тут надо определить, что называть фонограммой, что можно петь под фонограмму. Есть ведь тот же бэк-вокал. Считать ли его фонограммой?
- Если я иду на концерт Меладзе, мне не важно, какой у него бэк-вокал. Мне хочется посмотреть картинку и услышать, как артист поёт.
- А это ещё неизвестно, зачем люди идут на концерт в основной массе - послушать, как звезда поёт, или посмотреть его шоу. Однажды в интернет выложили запись концерта Киркорова: он бегает по залу, и слышны те остатки "живых звуков", которые он выдает в микрофон, когда идёт фонограмма. Если человек носится по сцене, дыхание сбивается, он не может петь красиво. Никакой организм не даст такой возможности. Тогда надо отказываться от шоу и петь, как Кобзон.
И за три копейки не пойду
- Сколько процентов концерта артист обычно поёт под фонограмму?
- Говорят, есть такие приборы, они стоят безумно дорого, и в нашей стране их можно по пальцам пересчитать. Они подключаются к микрофону и исправляют огрехи артиста, что называется, в он-лайне. Трудно сказать про проценты, у каждого по-своему. Александр Розенбаум вообще не поёт под фонограмму. Хору Турецкого петь под фонограмму тоже проблематично.
- А кроме фонограммы, что ещё стоит прописать в законе? Правила организации гастролей, ответственность артиста перед зрителем за качество, сумму гонорара и, соответственно, стоимость билетов?...
- Кто-то покупает себе хлеб с маслом, кто-то - с маслом и сыром, а кто-то- с маслом, сыром и икрой. Но если качество масла можно проконтролировать, то качество артиста - нет. Про сумму гонорара вообще бессмысленно рассуждать, потому что в условиях рыночной экономики цену будут поднимать до тех пор, пока продукт покупают. Если мне не нравится исполнитель, я хоть за три копейки на него не пойду. А если нравится, заплачу столько, сколько смогу.
Леонтьев требует ночь
- А если говорить о целесообразности требований, которые звёзды включают в райдеры?
- Но зрителя райдеры звёзд ведь не волнуют...
- Однако это может стать причиной конфликта между принимающей стороной и гастролёром, и зритель пострадает, потому что концерт не состоится.
- Такого у нас ни разу не было. Мне и с иностранными группами довелось работать - со "Scorpions", с "Electric Light Orchestra". Ничего там особенного не было, всё реально. Я сам год ездил с квнщиками по гастролям и знаю, что это далеко не сахар. Только кажется, что их забирают на лимузинах, перевозят в вагонах СВ, и всё замечательно. Находиться в режиме, когда утром ты приехал в город, вечером выступил, сел в поезд, а утром уже в другом городе, и всё начинается с начала, да ещё и на протяжении двух недель - это физически тяжело. Поэтому люди вправе требовать каких-то особых условий. Леонтьеву необходимо, чтобы у него окна были завешаны чёрными шторами. Если человеку за 50, и он живёт в таком режиме, у него наверняка проблемы со сном, на который уходит не больше трёх-четырёх часов. Неудивительно, что в десятом-пятнадцатом городе его любой шорох, скрип выводит из себя. Например, у "Scorpions" одним из самых сложных пунктов райдера было 100 кг льда для охлаждения напитков. Мы за две недели его "морозили". Зато потом с "Electric Light Orchestra" уже проще было: договорились с клубом "Авангард", у которого этого льда неимоверное количество.
- Продюсерскую работу легкой никак не назовёшь. Чем она вам нравится?
- Я быстро научился разделять то, что тебе интересно, и то, что будет хорошо продаваться. Если ты привозишь артиста, совсем не значит, что ты его фанат. Хотя если удаётся привезти людей, которых тебе ещё и приятно слушать, это вдвойне приятно. Но главный интерес - чтобы всё хорошо сделать и получить удовольствие от того, что, какая бы капризная звезда не была, а придраться ей не к чему.